«И пусть восполняют свои обеты...»

Назр (обет) в переводе с арабского означает обещание хорошего или плохого. По Шариату назр – обещание мусульманина взять на себя богоугодное дело. Доводом для назра является 29-й аят суры «Аль-Хадж»: «... И пусть выполняют свои обеты...», а также хадис, переданный имамом альБухари: «Тот, кто дал обет быть покорным Аллаху ﷻ , пусть будет покорным Ему. Тот, кто дал обет ослушаться Аллаха ﷻ, пусть не ослушается Его».

статья опубликована в номере: 17 (534) / от 01 сентября 2017 (Зуль-хиджа 1438)
1458

Составные части назра:

1. Словесная формулировка.

2. То, что дают обещание сделать.

3. Тот, кто даёт обещание чтото сделать. 


1. В словесной формулировке должны быть использованы слова, указывающие на то, что 
человек берёт на себя какие-то обязательства, и они должны быть произнесены вслух (хотя бы шёпотом); не произнесённые вслух слова, а просто мысленно, в намерении, не считаются назром. Для назра используют следующие слова, например: «Я буду ради Аллаха ﷻ соблюдать пост» и т. д.

2. То, что обещают сделать, должно быть желательным (суннат) действием или словом. Например, можно пообещать раздать саадака, читать определённые суры Корана и т. д. Можно также пообещать сделать то, что является фарзу-кифаятом (обязательным действием, которое достаточно выполнить одному человеку, чтобы остальному обществу не было греха), например совершать намаз в джамаате. Если пообещать выполнить то, что является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина (фарзуль-айн), например совершить обязательный обеденный намаз; или сделать дозволенное (мубах), например сесть, встать и т. д.; или нежелательное (карахат), например использовать сивак во время поста после вхождения солнца в зенит; или запрещённое (харам), например украсть что-то, то это не считается обетом. 

3. Делающий назр должен быть мусульманином, давать обет он должен добровольно, и должен быть человеком, имеющим полномочия на такого рода действия. Назр следующих категорий людей считается недействительным:

1. Немусульманин.

2. Человек, которого заставили дать обет.

3. Человек, у которого нет права и полномочий давать обет, например человек, чьё имущество арестовано, и т. д.

4. Несовершеннолетний.

5. Умственно отсталый.

6. Тот, кто дал обещание сделать то, что не в состоянии выполнить. Например, человек, который не в состоянии соблюдать пост, даёт обет его держать.

Такой назр считается недействительным. Назр находящегося в алкогольном опьянении – действителен. 

Назр бывает двух видов:

1. Назр-ладжадж – нежелательный (карахат).

2. Назр-табаррур – желательный (мандуб).

Назр-ладжадж даётся тогда, когда человек им хочет предостеречь себя или кого-то другого от чего-то, взяв на себя богоугодное дело или слово, например «если я буду (или ты будешь) с тем-то разговаривать, то я беру на себя соблюдение поста» и т. д. Или, наоборот, чтобы побудить себя или кого-то другого сделать что-то, взяв на себя богоугодное дело, например «если я не буду (или ты не будешь) с тем-то разговаривать, то я беру на себя соблюдение поста» и т. д. Или человек хочет подтвердить то, что говорит он или кто-то другой, например «если то, что я говорю (или он говорит), не так, как я говорю (или он говорит), то я беру на себя соблюдение поста» и т. д. Если человек дал назр - ладжадж, то он обязан сделать то, что пообещал, или же может выплатить кафаратуль-ямин (штраф за нарушение клятвы) – освободить одного раба, или накормить 10 бедняков, или дать что-то из одежды 10 беднякам, а если не получается сделать ничего из перечисленного, то нужно соблюдать три дня поста, необязательно подряд. Назр-табаррур даётся, когда человек обещает совершить богоугодное дело или слово не для того, чтобы предостеречь себя от чего-то и т. д., а в знак благодарности Аллаху ﷻ. Например, выздоровевший обещает: «Я беру на себя соблюдение поста и т. д. за то, что Аллах ﷻ одарил меня таким благом, как здоровье». Или, например, если Аллах ﷻ дарует выздоровление вашему родственнику, то можно дать обет соблюдать пост в благодарность за это и т. д.

 Если человек дал назр-табаррур, то обещанное становится обязательным сразу же, но он имеет право выполнить его в любое время, если не связывал его с определённым сроком, так как в таком случае откладывать нельзя; это всё в первом примере, а во втором обещанное становится обязательным, когда произойдёт выздоровление, с которым он связывал назр, но имеет право выполнить обещанное в любое время, если не связывал его с определённой датой. Можно дать назр простить кому-то долг. Если кто-то пообещал вам что-то, то вы имеете право освободить его от этого. 

(«Тухфатуль Мухтадж», «Хаваши аш Ширвани ва ибн Касим», «Шархуль Манхадж», «Хашия аль-Джамаль», «Фатхуль Муин», «Ианату ат-Талибин», «Ибн Касим»)

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ОТДЕЛОМ ФЕТВ ПРИ МУФТИЯТЕ РД

Также в рубрике

Особенности поста в месяц Рамадан

В хадисе Пророка e говорится, что с наступлением месяца Рамадан открываются врата Рая, закрываются врата Ада,

Завещание (васият)

Каким бы крепким здоровьем человек ни обладал, смерти ему не избежать – она настигает каждого. Наша кончина

Почему пять?

Решения (ахкамы) Шариата (исламского права) делятся на два вида. Есть такие ахкамы, смысл предписания которых

Обязательная милостыня (закят)

Шариат (исламское законодательство) упорядочил и отрегулировал жизнь и деятельность человека и общества.