24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Добровольна и конфиденциальна. Как выглядит успешная медиация, при которой выигрывают обе стороны?

Умение находить общий язык, выслушивать оппонента и избегать конфликтов – важнейшая черта характера человека.

Люди с такими навыками часто помогают мирить других, умеют тушить огонь конфликта, тлевшего годами, восстанавливать некогда разрушенные отношения между целыми родами, сёлами и, возможно, даже государствами.  
 
Сегодня мы беседуем с человеком, чья профессиональная задача – помогать людям в конфликтных ситуациях. Именно к представителям его профессии часто обращаются те, кто пытается найти мирный и приемлемый для двух сторон выход из спорной и запутанной ситуации, когда даже обращение в суд нередко только усугубляет проблему.

Медиатор Абу Бакр Мальсагов расскажет, в чём отличие медиации от маслиата, как снижать напряжённость конфликта и уметь владеть собой в пылу эмоций.

– Вы оканчивали строительный факультет, учились на юриста и экономиста и могли выбрать любую другую специальность. Почему предпочли работу, на которой постоянно находишься между двумя конфликтующими сторонами? Что вас привело в профессию медиатора?
– Работая в строительстве и бизнесе с 1986 года, я часто ощущал недостаток знаний в области экономики и права. Благодаря Всевышнему и стечению обстоятельств мне удалось дополнительно получить экономическое и юридическое образование. В 2014 году, продав свой бизнес и реализовав планы с точки зрения прибыли, я понял, что богатство не делает человека уверенным в себе, а рост материального состояния не делает его более счастливым. Однажды просматривая сайт «Ютуб», я случайно наткнулся на медиацию и понял, чем мне теперь хочется заниматься.

– У ряда народов России, в особенности на Северном Кавказе, имеются глубокие традиции урегулирования конфликтов, примирения враждующих сторон; процесс достижения примирения называется маслиат. В чём отличия маслиата от медиации?
– Маслиат – это компромисс. Компромиссное решение – это договорённость, при которой одна сторона может обеспечить реализацию своих интересов за счёт ущемления потребностей и интересов другой стороны. 
Медиация же – это возможность достижения соглашения, отвечающего потребностям и интересам всех участников спора. Цель медиации в идеале – это исчерпать конфликт. Прийти сознательно к взаимоприемлемому решению – консенсусу. Этот нетрадиционный подход к конфликту базируется на простом исходном условии – в конечном счёте, именно те, кто породил конфликт и живёт в нём, те, кто является его собственником, лучше других знают, каким должно быть самое мудрое разрешение спора. Но они, вполне возможно, нуждаются в помощи, и задача медиатора – помочь им разговаривать друг с другом, дать им чувство спокойствия, ощущение, что они могут говорить всё, что думают. Помочь им достичь настолько полного понимания ситуации, насколько это возможно, и создать такие условия, чтобы они могли принимать решение совместно. 

– В 2010 году в России был принят федеральный закон, регулирующий процедуру медиации. Спустя 12 лет как изменилась сфера урегулирования споров в России? Насколько медиация востребована? Какие препоны ещё существуют для усовершенствования данной процедуры?
– По моему мнению, сегодня подавляющее количество споров решается через обращение в суд. Но суды завалены делами, и, соответственно, рассмотрение затягивается на месяцы, а то и годы. После получения решения суда на руки оно зачастую добровольно не исполняется, а если обратиться с исполнительным листом в службу судебных приставов, которые тоже завалены исполнительными листами, оно не может быть исполнено быстро или вообще на протяжении многих лет. Поэтому сегодня люди всё чаще стали обращаться к альтернативным, досудебным способам урегулирования споров – к профессиональным переговорщикам, к процедуре медиации и другим способам. 
Медиация – это не только процедура медиации, но и медиативный подход. Владение подходом предполагает владение навыками позитивного осознанного общения, применимыми в повседневных взаимодействиях с другими людьми и создающими основу для предотвращения и/или эффективного разрешения споров и конфликтов. По моему мнению, основанному на опыте, человек начинает полностью понимать, что такое медиация, поучаствовав в процедуре медиации как сторона спора, и в этом смысле медиаторы нуждаются в помощи государства, которое на законодательном уровне обяжет некоторые споры решать предварительно с помощью медиации. 

– Какими профессиональными навыками должен обладать медиатор? Юридическое образование обязательно, или всё же в данной профессии может попробовать себя каждый желающий?
– Одним из принципиальных требований к работе медиатора является умение оставаться посередине, а значит, быть равноудалённым, беспристрастным, безоценочным, не осуждающим, внимательным слушателем, который может находиться на заднем плане, когда стороны ведут конструктивное обсуждение. Медиатор должен иметь энергию, оптимизм, упорство и целеустремлённость, когда другие участники процесса теряют надежду. Уверенность, творческий настрой, решительность, чувство юмора, эмпатичность – неотъемлемые черты профессионального медиатора.
Согласно ФЗ №193 от 2010 года, осуществляться деятельность медиатора может как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. И в том, и в другом случае юридическое образование не обязательно. Но при работе на профессиональной основе помимо базового курса по медиации необходимо высшее образование.

– Нередко одна сторона конфликта желает примирения, а другая и слышать об этом не хочет. Как в таком случае усадить обе стороны за стол переговоров?
– Процедура медиации добровольна. И если одна сторона отказывается от переговоров, то этот спор не медиабельный, т.е. не может быть урегулирован с помощью медиации.

– Как снизить напряжённость конфликтной ситуации и выявить имеющиеся у сторон недопонимания?
– Что касается снижения напряжённости конфликтной ситуации, здесь всё зависит от знаний, опыта и настойчивости медиатора, его способности работать с каждой стороной отдельно и совместно с обеими сторонами в одном помещении.
Что же касается выявления имеющихся у сторон недопониманий, в этом случае медиация – именно то, что помогает прояснить сам конфликт и обе стороны в этом конфликте. Для этого медиатор, используя различные техники и инструменты, проводит процедуру медиации, в ходе которой и выявляются все имеющиеся у сторон недопонимания.

– Отстаивая собственную точку зрения, стороны в пылу эмоций могут увлечься дискуссией. Как вернуть их к теме конфликта, не дать уйти в сторону и заболтать проблему?
– Во время работы со сторонами медиатор активно слушает, даёт высказаться сторонам спора, старается понять каждую из них. Если сторона начинает излагать информацию, не относящуюся к сути спора, то медиатор имеет право и должен остановить говорящего и попросить его вернуться к обсуждению сути вопроса.

– Поделитесь, пожалуйста, наиболее запомнившимися для вас историями урегулирования из вашего личного опыта.
– Этот конфликт произошёл между двумя собственниками пятиэтажного здания в Москве, где одна сторона владела первым этажом, а другая – пятым этажом. Они судились в течение нескольких лет в Арбитражном суде Москвы, каждый раз выдвигая через своих представителей разные претензии, при этом никто не уступал и не признавал свою вину. На очередном заседании, где я присутствовал как медиатор, судья обратился к обеим представительницам собственников конфликта с предложением попытаться урегулировать их спор с помощью медиации. В согласованный с обеими сторонами день мы все вместе встретились в комнате примирения Арбитражного суда г. Москвы. Медиаторов представлял я и приглашённая мной моя коллега Ирина Бушмелёва. 

Это важно для гендерного равноправия во время медиации, так как с обеих сторон были двое мужчин – конфликтующие собственники имущества – и их представители в суде – две девушки. По моему предложению медиацию вела Ирина Бушмелёва, я же был ко-медиатором (её напарником). После короткого вступительного слова медиатора и знакомства обеих сторон с медиацией началась процедура медиации, во время которой стороны вели себя очень агрессивно по отношению друг к другу. Но в течение процедуры медиации каждой стороне была предоставлена возможность высказаться и донести до оппонентов все свои претензии, после чего напряжение стало спадать и начался конструктивный разговор, во время которого стороны сами стали отказываться от некоторых своих претензий. По окончании процедуры медиации, которая длилась 2,5–3 часа, и подписания медиативного соглашения обе стороны улыбались, пожимая друг другу руки, и выражали нам, медиаторам, искреннюю благодарность за помощь в урегулировании их конфликта. Это было для нас, медиаторов, самой большой наградой. Дальше уже на основании этого медиативного соглашения они подписали мировое соглашение, которое утвердил судья, и дело было закрыто.

– Наверняка процесс медиации отнимает много душевных сил и энергии. Как в таком случае удаётся поддерживать себя в форме, сохранять нейтральность и профессионализм?
– Чтобы поддерживать себя в тонусе и спокойно переносить эмоциональные нагрузки, не допускать внутреннего выгорания, я стараюсь спать не менее восьми часов, плавать в бассейне, гулять по лесу, заниматься спортом и следить за расходом и восстановлением внутренней энергии.

Что касается сохранения нейтральности, то, как учила нас на лекциях в МГППУ по практической медиации уважаемая мной и моими коллегами известный в России профессиональный медиатор Марина Викторовна Быкова, «человек не может быть абсолютно нейтральным». Но в процессе работы с конфликтом медиатор всегда должен следить за собой, чтобы не потерять нейтральность. Для этого он также в начале процедуры медиации обращается к сторонам спора, чтобы они сразу сообщали ему, если почувствуют, что он теряет свою нейтральность.
Для того чтобы поддерживать свой профессионализм на высоком уровне, медиатор, на мой взгляд, должен постоянно заниматься самообразованием в разных областях, так как медиация – междисциплинарная наука. Она объединяет в себе юриспруденцию, психологию, социологию, конфликтологию и многие другие науки. Медиатор должен закреплять полученные знания на практике.
 

Роберт Курбанов