Сегодня: 22 октября 2024 года
поделиться

Шейх Ахмад бин Зайни Дахлян Аль-Макки (1232–1304 / 1817–1886)

Продолжение. Начало в предыдущих номерах

Отзывы учёных

Учеником шейха Ахмада бин Зайни Дахляна был и известный учёный из Индии Мухаммад Рахматуллах аль-Хинди (ум. в 1308 г.). В одной из своих книг он так отзывался о своём учителе-наставнике: «Когда я прибыл в Мекку, да окажет Аллах  ей честь, то пришёл к порогу выдающегося наставника (устаза), проницательного учёного, источника знаний и осведомлённости, мудрости и повествований, солнца благовоспитанных и просвещённых, венца красноречивых, храбреца среди учёных-исследователей (мухаккик), опоры учёныхэкспертов (мудаккик), имама хадисоведов, предводителя учёных мусульманского права (фикх) и рационального богословия (калям), «куска печени» аль-Батуль (потомка Фатимы аз-Захры, дочери Пророка ), тёзки Посланника Аллаха , моего господина и опоры, ас-Саййида Ахмада бин Зайни Дахляна, да продлит Аллах  его свет познания Творца (файз) до Судного дня». Другой ученик шейха, известный учёный-богослов и суфий, автор знаменитой книги по шафиитскому праву «Ианат ат-талибин» ас-Саййид Абу Бакр бин Мухаммад Шата адДимьяти посвятил достоинствам и похвальным качествам своего наставника прекрасную отдельную книгу, которая и легла в основу данной статьи.

  В предисловии к книге он пишет: «Я собрал эти достоинства (шейха Ахмада бин Зайни Дахляна), чтобы прочитать их в ночь годовщины его (кончины), прося помощи посредством могущества и силы Аллаха . Клянусь своей жизнью, если я захочу описать его совершенную сущность, то не смогу сделать этого, или если попытаюсь сосчитать его прекраснейшие качества, то не досчитаю даже до половины». И далее он пишет в стихотворной форме: «Не достигнет предела хвалитель, описывающий его особенности, Даже если он преувеличит всё, что охарактеризовал».

 Он описывает его как славного имама, уникальную личность своего времени, шейха знаний и носителя их знамени, хафиза хадисов Пророка , сочетающего в себе достоинства знаний и родословной, султана познавших Аллаха  в своё время, завершающее звено учёных-исследователей в свою эпоху, одного из выдающихся благословенных суфиев, жемчужину из ожерелья избранных учёных-богословов, опору святости и наставления на путь истины, море знаний, света приближённых к Аллаху  господ, наследника праведных предшественников общины, гордость благородных потомков Хашима, полную луну потомков Пророка , обладателя богоданных духовных состояний и степеней, познавшего Аллаха  и указывающего на путь к Нему и т. д. Конечно, всецело понять и описать степень совершенства таких людей мы не сможем, это могут лишь те, кто обладает такими же достоинствами.

Произведения

Перу Ахмада бин Зайни Дахляна принадлежит большое количество полезных трудов по традиционным и логическим наукам: мусульманскому праву, вероучению, основам мусульманского права (усуль), истории, хадисоведению, суфизму, риторике, грамматике арабского языка, апологетике, этике и др. В его эпоху в Мекке была основана первая типография, в которой он издал некоторые из своих трудов.
Назовём некоторые из его прекрасных сочинений:

1. «Тайсир аль-усуль ва тасхиль аль-вусуль». Под этим названием его упоминает Абу Бакр адДимьяти. В других источниках эта книга упоминается как «Такриб аль-усуль ли-тасхиль аль-вусуль ли-марифати ар-Рабби ва аррасуль». Это последняя большая книга автора, о которой он сам отзывался как о своём «лучшем произведении», подобного которому не было написано в Исламе. Оно подобно жемчугам, собранным из книг суфийских господ.  

2. «Асна аль-маталиб фи наджат Абу Талиб». О спасении в вечной жизни дяди-защитника Пророка  – Абу Талиба. 3. «Фатх аль-Джаввад альМаннан би-шарх файд ар-Рахман». Книга о науке единобожия, которой он посвятил ещё несколько произведений: о видении Всевышнего, о разнице между ахль ас-Сунна и другими течениями в вопросе о сотворении деяний.

4. Комментарии к книге «АзЗубд» Ибн Раслана.

5. «Ас-Сира ан-набавийя ва аль-асар аль-мухаммадийя». Жизнеописание Посланника Аллаха  в двух томах, которое признали учёные-богословы во всех уголках исламского мира и сказали о нём: «В этой области (жизнеописание Пророка ) не было составлено подобной книги».

6. «Аль-Футухат аль-исламийя бада аль-футухат ан-набавийя». Это великая книга о мусульманских завоеваниях после эпохи Пророка , точнее со времён правления Абу Бакра ас-Сиддика . В ней он сократил книгу «Аль-Камиль фи ат-тарих» имама и известного историка Иззуддина ибн аль-Асира (ум. в 630 г. х.), в которой последний приводит всемирную историю от начала до 628 года хиджры, а также привёл истории имамов-исследователей (мухаккик). В конце второй части приводятся достоверные признаки пришествия имама аль-Махди, а в эпилоге – умеренность в мирской жизни и обращённость к жизни вечной, которой придерживался Пророк  и его наместники-халифы после него.

7. «Аль-Фатх аль-мубин фи фадаиль аль-хулафа ар-рашидин ва ахль аль-байт ат-тахирин». О достоинствах праведных халифов и членов семейства благородного Пророка . 8. Этот достопочтенный муфтий известен тем, что был очевидцем событий, которые происходили в Аравии, когда к власти пришли ваххабиты, и поэтому боролся против их ереси и писал против них книги. Одним из таких известных его произведений является «Ад-Дурар ас-санийя фи ар-радди аля аль-ваххабийя» («Величественные жемчужины в отпор ваххабизму»). В данной книге он на основе убедительных и неопровержимых доводов показывает истинную суть этого псевдоисламского экстремистского течения. В ней раскрывается опасность, которая исходит от этой секты как для отдельной личности, так и для общества в целом. В 2008 году Духовным управлением мусульман Дагестана книга была издана и на русском языке.

МУХАММАД ГАДЖИЕВ АЛЬ-ИНЧХИ