28 марта
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.04.2022 (по Ханафи)

1.Скажите, пожалуйста, кто обязан поститься в месяц Рамадан?

Каждый мусульманин и мусульманка, находящиеся в здравом рассудке и достигшие половой зрелости, обязаны поститься в месяц Рамадан. Ребёнок, не достигший половой зрелости, и сумасшедший не обязаны поститься. Родители и те, кто уполномочен в воспитании детей, обязаны приучать их к соблюдению поста с семилетнего возраста, а с десяти лет и наказывать (не причиняя боли и вреда здоровью) за халатность в оставлении поста, подобно тому, как они обязаны приучать их к намазу. Однако необходимо контролировать, как они переносят пост, и если им тяжело, то говорить им о прекращения поста.

Таким образом, следует воспитывать их и подготавливать к тому, чтобы в будущем после совершеннолетия они с лёгкостью могли соблюдать предписания Всевышнего. Женщинам запрещено поститься во время менструального цикла и послеродовых выделений. Но после окончания этих периодов им необходимо возместить пропущенные дни. 

Всевышний в Священном Писании говорит (смысл комментария): «О верующие! Предписан вам пост (в месяц Рамадан) так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183). 

Пророк ﷺ сказал: «Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на воздаяние лишь от Аллаhа ﷻ, тому будут прощены все ранее совершённые грехи» (аль-Бухари). 
(«Марак иль-Фалях»)

2.В каких действиях нет нежелательности во время поста?

Действия, в которых нет нежелательности во время поста:
1. Использование благовоний.
2. Использование сивака (специальной щётки для чистки зубов).
3. Полоскание рта (так, чтобы внутрь горла ничего не поступило) водой при сильной жажде.
4. Купание с намерением охладиться. 
(«Марак иль-Фалях»)

3.Расскажите о желательных действиях во время поста.

Желательные действия во время поста:
1. Прекращение принятие пищи (сухура) за 10– 15 минут до рассвета.
2. Быстрое разговение сразу после полного захода солнца (наступления вечернего намаза).
3. Совершение обязательного ритуального купания до рассвета (начала поста), если с ночи оно было нарушено.
4. Частое чтение Корана, зикра (поминания Всевышнего), салавата (благословения на Пророка ﷺ). 
(«Мухтасару Кудури»)

4.Когда разрешается не поститься?

Нарушить пост или не поститься разрешается в следующих случаях:

1. Болезнь. Если пост угрожает здоровью и может привести к осложнению болезни, долгому лечению, то дозволено прервать пост. Однако необходимо восполнить пропущенные дни поста после выздоровления.

2. Путешествие (сафар). Тому, кто вышел в путь (расстояние в один конец не менее 82 км), разрешено не поститься. Однако необходимо покинуть населённый пункт до рассвета, то есть до начала поста. Если не успел выехать за пределы населённого пункта до рассвета, то в этот день соблюдать пост обязательно, а в следующие дни сафара дозволяется не поститься. После того как путешествие (сафар) закончится, необходимо возместить пропущенные дни. Однако если поездка не приносит трудности при соблюдении поста, то лучше будет соблюсти пост.

3. Беременность или кормление грудью. Если во время беременности или кормления грудью женщина боится, что пост может навредить её здоровью или здоровью ребёнка, то она может не поститься или прервать пост. После беременности и окончания периода кормления грудью она обязана восполнить пропущенные дни поста месяца Рамадан.

4. Невыносимые голод и жажда. Если из-за сильного голода или жажды постящийся рискует упасть в обморок или есть реальная угроза его жизни, то он может прервать пост, но в последующем обязан возместить его.

5. Старость. Очень старым людям, которые в силу своего возраста не в силах поститься, разрешено не соблюдать пост. Однако они обязаны за каждый день поста месяца Рамадан выплатить в качестве искупления «фидья» (полсаха –  1 кг 800 г пшеницы или полный сах –  3 кг 600 г других злаков) в размере закят уль-фитр за один пропущенный день поста.

Фидья можно дать одному человеку или нескольким нуждающимся. Если нет возможности выплатить фидья, то это обязательство откладывается до того, как у него появится такая возможность. Если по воле Всевышнего больные исцелятся или старые люди найдут в себе силы поститься, то они обязаны возместить пропущенные посты. 
(«Мухтасару Кудури»)

5.Как правильно совершитьтаравих-намаз

Молитва таравих совершается во время священного месяца Рамадан и состоит из 20 ракаатов. Таравих-намаз является усиленной сунной (суннат муаккада) для мужчин и женщин, даже если человек не постится. Этот намаз желательно совершать в мечети. Пророк ﷺ сказал: «Кто искренне, с верой в сердце и в надежде получить награду от Всевышнего будет поститься в месяц Рамадан и совершать таравих-намаз, тот очистится от грехов, подобно новорождённому ребёнку» (Ахмад).

6.Совершение молитвы таравих

Молитва таравих совершается только после ночного намаза. В священный месяц Рамадан витр-намаз совершается коллективно (джамаатом) после намаза таравих. В молитве таравих «салям» даётся после каждого второго или четвёртого ракаатов. Если своевременно не совершить таравих-намаз до рассвета, то он не возмещается. Сподвижники Пророка ﷺ делали небольшой перерыв после каждых четырёх ракаатов. В это время можно читать прославление Всевышнего (тасбихи, зикру), благословение (салават) на Пророка ﷺ.

7.Салават, читаемый после двух ракаатов таравих-намаза: 

«Алла́hумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля а́ли саййидина Мухаммад би ‘адади кулли да́ин ва дава́ин ва ба́рик васаллим ‘аляйhи ва ‘алайhим каси́ра́».

8.Молитвы, читаемые после каждого четвёртого ракаата таравих-намаза: 

«Субха́на зиль-мульки ва ль-малаку́т, субха́на зиль-‘иззати ва ль-‘азамати ва ль-кудрати ва ль-кибрия́и ва ль-джабару́т, субха́на ль-малики ль-мавджу́д, субха́на ль-малики ль-ма‘бу́д, субха́на ль-малики ль-хаййи ллaзи́ лá яна́му ва лá яму́т, Суббу́хун кудду́сун раббуна́ ва раббу ль-мала́икати ва рру́х, Лá илáhа иллaлла́hу настагфирулла́hа нас’алука ль-джанната ва на‘у́зу бика мина нна́р».

9.Молитва (дуа), читаемая после таравих-намаза: 

«Я ́ Ханнан́, я́ Маннан́, я́ Даййя́н я́ Бурhан́ я́ За ль-Фадли ва ль-Ихсан́. Нарджу ль ‘афва ва ль-гуфран́, вадж‘альна ́мин ‘утакаи́ шаhри Рамадан́ би хурмати ль-Кур’ан». 
(Хашияту Тахтави)
 

Мухаммад-фарук Азимов