01 июля
2022 года
поделиться

Пост в священный месяц

Всевышний Аллаh в Своём Писании говорит (смысл комментария к 185-му аяту суры «Аль-Бакара»):

«Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, –  истинное руководство для людей, в котором есть разъяснение прямого пути и различение (между истиной и ложью). И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится…».

Господь сделал особенным этот месяц, возложив на общину Пророка Мухаммада ﷺ третий столп веры –  пост. Рассказывая о достоинстве поста в месяц Рамадан, Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто соблюдает пост месяца Рамадан с искренней верой и надеждой на милость Господа, будут прощены все его прошлые грехи» (аль-Бухари).

В другом изречении Посланника Всевышнего ﷺ говорится: «Если бы моя община знала, что заключает в себе месяц Рамадан, то она бы пожелала, чтобы этот месяц длился целый год» (Ибн Хузайма).

Действия, нарушающие пост и требующие его возмещения вместе с каффаратом (штрафом)

Возмещение и штраф (каффарат) вменяются в обязанность, если постящийся в месяце Рамадан по своей воле, намеренно и без вынужденной причины выполнит одно из следующих действий:

1. Поест, выпьет.
2. Совершит половой акт.

Действия, нарушающие пост и требующие лишь возмещения

1. Проглатывание чего-либо несъедобного (бумаги, земли, хлопка и т. д.).
2. Закапывание лекарства в нос.
3. Закапывание лекарства в ухо.
4. Случайное попадание воды внутрь при полоскании рта или носа.
5. Преднамеренное вдыхание дыма.
6. Принудительное прерывание поста.
7. Наливание воды в горло спящему.
8. Преднамеренная рвота.
9. Преждевременное завершение поста по ошибке, если постящийся подумал, что уже наступило время разговения.
10. Приём пищи после наступления рассвета, если постящийся полагал, что рассвет ещё не наступил.
11. Воздержание от еды и питья в течение всего дня, если постящийся не совершил намерение на пост.

Действия, не нарушающие пост

1. По забывчивости есть, пить или иметь близость. Как только человек вспомнит, что постится, то он обязан сразу прекратить есть, пить и совершать всё то, что нарушает пост, и в этом случае его пост не нарушается. Если, вспомнив про пост, он проглотит кусок еды или выпьет воду, которая осталась во рту, то пост будет нарушен.
2. Попадание воды в ухо.
Попадание воды в ухо во время купания не нарушает пост. Если сам закапал воду или лекарство себе в ухо, то пост нарушается. Если человек чистит уши, например, с помощью палочки и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.
3. Закапывание лекарства в глаза.
4. Непреднамеренная рвота.
5. Поллюция.
6. Сдача крови.
7. Случайное попадание пыли и дыма в горло.
Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и тот попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был –  дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.
8. Проглатывание чистой слюны.
9. Внутримышечный и внутривенный уколы.

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаhа к этому человеку.
Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаhа ﷺ совершал хиджаму.

Данный хадис приводят имамы аль-Бухари, Ахмад и др. Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», однако, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его и он сможет продолжить пост.

Состояние большого осквернения (джанаба) также не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). 

Проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же самое касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это тоже не влияет на действительность поста.

Каффарат за нарушение поста

Каффарат –  это штрафной пост в течение 60 непрерывных дней (в которых не будет праздничных дней и дней ташрика –  это три дня после праздничного дня Курбан-байрам). Если в течение этих 60 дней он пропустит или нарушит хотя бы один день, то он должен заново приступить к посту в течение 60 дней. 

Женщины вправе прервать пост каффарат во время менструации и после её завершения продолжить пост. Те, кто не имеет возможности поститься 60 дней по причине болезни или немощности, обязаны накормить 60 бедных из числа верующих два раза –  утром и вечером. Подаваемая еда должна быть достаточной для того, чтобы человек мог насытиться. Также можно взамен еды дать каждому бедняку по полсаха (1 кг 800 г) пшеницы или муки, либо полный сах (3 кг 600 г) ячменя, фиников и изюма. Разрешается выплачивать деньгами в размере стоимости данных продуктов (полсаха (1 кг 800 г) пшеницы или муки, либо полный сах (3 кг 600 г) ячменя, фиников и изюма). 

Если в течение месяца Рамадан человек сознательно нарушил пост несколько раз (или у него имелись подобные нарушения в месяц Рамадан прошлых лет), то достаточно выплатить один каффарат за все эти прошлые годы или нарушения, но это не охватывает нарушения в последующем. 

(«Хашияту Тахтави»)

Мухаммад-фарук Азимов