05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Этапы пророческой миссии

Эпоху пророческой миссии Мухаммада ﷺ можно разделить на два периода, каждый из них имеет свои отличия.

1. Мекканский период (продолжался около тринадцати лет). 
2. Мединский период (десять лет).

Каждый период состоял из нескольких этапов, которые характеризовались определёнными особенностями и отличиями. Всё это становится совершенно очевидным после детального изучения условий обоих периодов, когда осуществлялся призыв. 
Мекканский период можно разделить на три этапа. На первом этапе призыв осуществлялся тайно (три года). На втором этапе призыв к жителям Мекки проводился открыто (с четвёртого года от начала пророчества и до конца десятого). И третий этап – это обращение с призывом за пределами Мекки и распространение его (с конца десятого года от начала пророчества вплоть до переселения Пророка ﷺ в Медину). 
Что же касается этапов Мединского периода, то они ещё будут детально рассмотрены в следующих материалах. 

Первый этап – тайный призыв

Известно, что Мекка являлась центром религии арабов. В этом городе жили служители Каабы и хранители идолов, являвшихся священными для всех арабов, а поэтому осуществление каких-либо преобразований там было сложнее, чем в каком-то другом, удалённом от неё месте. Такое дело требовало решимости, которую не могли бы поколебать никакие невзгоды. Именно поэтому на первом этапе призыв осуществлялся тайно, чтобы не вызывать у жителей Мекки волнения. 

Вполне естественно, что прежде всего Посланник Господа ﷺ предложил принять истинную веру самым близким для себя людям, членам своей семьи и близким друзьям, так как именно в них он чувствовал поддержку и надежду. Далее Пророк ﷺ распространил свой призыв на тех, в ком усматривал благо, которых знал как правдивых и благочестивых людей. 

Первой из них была жена Пророка ﷺ – мать правоверных Хадиджа бинт Хувайлид رضي الله عنه, а затем его вольноотпущенник Зайд бин Хариса رضي الله عنه (когда-то он попал в плен и был обращён в рабство). Хадиджа رضي الله عنه, рабом которой он являлся, подарила его Посланнику Аллаhа ﷺ, а потом за ним приехали его отец и дядя, чтобы увезти к соплеменникам, однако он предпочёл остаться с любимым Пророком ﷺ. Далее принял Ислам сын его дяди Али бин Абу Талиб رضي الله عنه, который в то время был ещё ребёнком и жил на попечении Посланника Аллаhа ﷺ, а также его ближайший друг Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه. Все эти люди приняли веру в Единого Господа в первый же день обращения к ним с призывом.

После этого активно призывать людей к пути Пророка ﷺ стал и Абу Бакр رضي الله عنه. Он пользовался их любовью, обладал мягким характером и отличался достойными нравственными качествами. Его соплеменники приходили к нему, поддерживали с ним дружеские отношения, потому что он являлся знающим человеком, занимался торговлей и был приятен в общении. По его призыву уверовали в Аллаhа ﷻ – Господа миров – и Его Пророка Мухаммада ﷺ такие личности, как Усман бин Аффан аль-Умави رضي الله عنه, аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه, Абд ар-Рахман бин Авф رضي الله عنه и Саад бин Абу Ваккас رضي الله عنه из рода Бану Зухра, а также Тальха бин Убайдуллах ат-Тайми رضي الله عنه. Эти восемь человек, которые опередили других, составили первую группу и авангард Ислама. К числу первых мусульман относился также эфиоп Биляль бин Рабах, за которым последовал Абу Убайда бин аль-Джаррах из рода Бану аль-Харис, которого Пророк ﷺ назвал доверенным (амин) этой общины, а также Абу Салама бин Абд аль-Асад رضي الله عنه и аль-Аркам бин Абуль-Аркам رضي الله عنه из рода Бану Махзум, Усман бин Мазун رضي الله عنه и его братья Кудама رضي الله عنه и Абдуллах رضي الله عنه, Убайда бин аль-Харис бин аль-Мутталиб رضي الله عنه, Саид бин Зайд аль-Адави رضي الله عنه и его жена Фатима бинт аль-Хаттаб رضي الله عنه, являвшаяся сестрой Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه, Хаббаб бин аль-Аратт رضي الله عنه, Абдуллах бин Масуд аль-Хузали رضي الله عنه и другие. 

Среди них были представители всех родов племени курайш. А затем Ислам стали принимать многие мужчины и женщины, и вскоре известие об этой религии распространилось по всей Мекке. Все эти люди уверовали тайно, и Посланник Господа ﷺ тайно встречался с ними и направлял их к этой религии, так как на этом этапе призыв носил индивидуальный и тайный характер, а откровения после первых ниспосланных аятов из суры «Аль-Муддассир» следовали одно за другим. Аяты и части сур, ниспосланные в этот период, отличались краткостью, их спокойный и чарующий ритм гармонировал с этой таинственной и мягкой атмосферой, и в них содержалось побуждение к очищению душ и говорилось о том, сколь отвратительным является загрязнение их прахом этого мира. Кроме того, в них приводились столь подробные описания Рая и Ада, что люди будто видели и то, и другое своими глазами и оказывались в совершенно иной атмосфере, нежели та, в которой в те времена пребывало человеческое общество. 

Молитва

В первых ниспосланных сурах было и веление совершать молитвы. Мукатиль бин Сулайман рассказывал: «Вскоре после начала пророчества Всевышний вменил в обязанность совершение молитвы (намаза) в два ракаата утром и вечером, сказав (смысл комментария): «Будь же терпелив (о Мухаммад ﷺ). Поистине, обещание Аллаhа ﷻ (о помощи пророкам) – истина. Проси (ты и верующие вместе с тобой) прощения за свой грех (обучая покаянию своих последователей) и возвеличивай хвалой своего Господа утром и вечером (совершая намаз)» (сура «Гафир», аят 55).

Ибн Хаджар сказал: «Пророк ﷺ совершал молитвы ещё до ночного путешествия (Ночь вознесения – Исра валь-Мирадж), и так же поступали его сподвижники, однако у учёных нет единого мнения о том, вменялись ли в обязанность какие-либо молитвы до того, как обязательной была объявлена пятикратная молитва. 

Ибн Хишам упоминает о том, что с наступлением времени молитвы Пророк ﷺ и его сподвижники уходили в горные ущелья и молились втайне от соплеменников. Однажды Абу Талиб увидел, как Посланник Аллаhа ﷺ и его сын Али رضي الله عنه совершают молитву, и спросил их об этом, а когда узнал правду, велел им проявлять твёрдость на этом пути.

Весть о призыве узнают все курайшиты

Рассмотрение различных аспектов описываемых событий показывает, что, несмотря на тайный и индивидуальный характер призыва на раннем этапе, известия об этом всё же доходили до курайшитов, однако они не придавали этому особого значения. Однако со временем они стали опасаться распространения сведений о происходящем и усиления влияния этого и принялись следить за действиями и призывом Мухаммада ﷺ. По прошествии трёх лет призыв всё ещё оставался тайным и индивидуальным, однако за это время успела сформироваться целая группа верующих, связанных друг с другом отношениями братства и взаимопомощи и преследовавших единую цель, которая состояла в доведении Божественного послания до людей и его упрочении. А после этого Посланнику Господа ﷺ было ниспослано откровение, обязывавшее его открыто обратиться к народу и выступить против ложных представлений людей.

Адиль Ибрагимов