05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Сподвижник, вступивший на нашу землю

Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه – хранитель тайны Пророка ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Хузайфа رضي الله عنه рассказывал следующее: «В эту ночь над нашими рядами располагался Абу Суфьян с мекканскими язычниками, а ниже нас находились иудеи-курайзиты, нападения которых на наших женщин и детей мы опасались. Ночью, в кромешной тьме, начался ураганный ветер, который дул со страшным завыванием. Ночь была настолько чёрной, что никто, из нас не мог разглядеть даже пальцы на руках…

Лицемеры (мунафики) стали отпрашиваться у Посланника Аллаhа ﷺ под предлогом того, что их дома подвергаются опасности нападения противника, хотя на самом деле их домам ничто не угрожало. Тем не менее? каждый, кто просил разрешения покинуть поле боя, получал его от Пророка ﷺ. Они постепенно уходили, и вскоре нас осталось не более трёхсот человек.

И тут Пророк ﷺ встал и начал по одному обходить оставшихся, пока не остановился передо мной. От пронизывающего холода меня защищала только лёгкая накидка моей жены, не доходившая даже до пояса.

Пророк Всевышнего ﷺ остановился рядом со мной и спросил: «Кто это?» – «Хузайфа». Я настолько промёрз, что даже головы поднять не мог. Посланник Аллаhа ﷺ тихим голосом сказал: «Хузайфа, необходимо узнать, что творится у противника. Поэтому тебе надо будет проникнуть в их лагерь и разузнать, что там происходит, а потом доложить мне…» В этот момент мне стало очень страшно, к тому же холод сковывал моё тело. Но тут Посланник Господа ﷺ воззвал: «О Аллаh ﷻ, сохрани и обереги его спереди, сзади, справа, слева, сверху и снизу».

Клянусь Аллаhом ﷻ, не успел Пророк ﷺ закончить свою мольбу, как Господь убрал из моей души страх, а тело совершенно перестало ощущать холод. Провожая, Пророк ﷺ подозвал меня и сказал: “О Хузайфа, никому ничего не причиняй, пока не вернёшься ко мне”. – “Слушаюсь”, – ответил я.

Под покровом темноты я продолжал красться, пока не проник в лагерь язычников, прикинувшись одним из них. Через некоторое время из своего укрытия вышел Абу Суфьян и обратился к воинам: “О курайшиты, я хочу сказать вам нечто крайне важное, что ни в коем случае не должно дойти до Мухаммада ﷺ. Поэтому пусть каждый из вас посмотрит на того, кто сидит рядом”. И тут я схватил за руку сидящего рядом со мной человека и спросил: “Кто ты?” Он ответил мне: “Я такой-то”.

Абу Суфьян продолжил: “О курайшиты, клянусь Аллаhом ﷻ, мы едва не оказались в загробном мире. Наши верховые животные сгинули, и нас предали иудеи Медины. Вы сами видите, какой урон нам причинил сильнейший ураган. Поэтому отправляйтесь домой, и я также возвращаюсь в Мекку”. 

После этого, подойдя к своему верблюду, он отвязал его, поднял и вскочил в седло. Если бы Посланник Господа ﷺ не приказал мне ничего не предпринимать, пока я не вернусь к нему, то я убил бы его своей стрелой.

После этого, вернувшись к Пророку ﷺ, я застал его совершающим намаз, на нём был накинут плащ. Увидев меня, он склонил меня к своим ногам и накрыл полой плаща, я же рассказал ему то, что разузнал. Услышанное чрезвычайно обрадовало его, и он воздал хвалу Всевышнему за это». 

Хузайфа – хранитель тайны 

В течение всей своей жизни Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه свято хранил все секреты, касающиеся лицемеров. По всем вопросам в этой сфере халифы обращались за помощью к нему. Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه, будучи халифом, когда умирал кто-либо, спрашивал: «Присутствовал ли на заупокойной молитве Хузайфа?» Если ему отвечали, что Хузайфа присутствовал, то он благословлял покойного и читал мольбу за него. Если же ему говорили, что Хузайфа отсутствовал, то Умар, сомневаясь в этой личности, воздерживался от мольбы.

Как-то раз Умар رضي الله عنه спросил Хузайфу: «Есть ли среди моих наместников и в моём окружении лицемеры?» Хузайфа ответил: «Да, один человек». Умар رضي الله عنه попросил: «Укажи мне его». Хузайфа ответил: «Я не могу сделать этого». И Умар رضي الله عنه не стал настаивать, однако вскоре правитель мусульман убрал именно этого человека, как будто ему его показали.

Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه был искусным воином и талантливым руководителем, и его войско покорило такие крупные города Персии, как Нахаванд, ад-Дайнавар, Хамазан и ар-Рай. Кроме того, Хузайфа внёс большой вклад в собирание единого канонизированного текста Корана.

Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه – в Дагестане (Дербенте)

Наверное, немногие знают, что именно Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه был в числе тех сподвижников, которые ступили на земли нынешней нашей страны. Коротко расскажем о том, что написано об этом в известных книгах, таких как «Тариху ат-Табари», «Аль-Бидаяту ва н-Нихаят» и «Итмам уль-Вафа». 

В начале своего правления третий праведный халиф Усман ибн Аффан رضي الله عنه назначил правителем Куфы Валида бин Укбата, но из-за жалоб со стороны куффийцев он был снят с должности, а на его место был назначен известный сподвижник Пророка ﷺ Саид бин аль-Асс رضي الله عنه. При вступлении в Куфу Саид رضي الله عنه увидел, что у местных жителей отсутствует почитание к сподвижникам Пророка ﷺ.

Тогда он отправил письмо халифу Усману رضي الله عنه, разъясняя это положение. От повелителя правоверных он получил письмо со следующим содержанием: «Вы проявите уважение к сподвижникам Пророка ﷺ, особенно тем, которые в самом начале приняли призыв Посланника Аллаhа ﷺ. И пусть все остальные горожане последуют за ними, кроме как в случае если те (сподвижники) не отошли от истины. Обращайся к каждому по его уровню, дай каждому должное ему. Результат такого обращения к людям – справедливость и равенство».

Саид бин аль-Асс رضي الله عنه был известен как справедливый, умелый и талантливый полководец. Во время его правления во владение мусульман вошёл Табаристан (побережье Каспийского моря, ныне территория Ирана). Вместе с Саидом в битве при Табаристане приняли участие Хасан رضي الله عنه и Хусейн رضي الله عنه – внуки Любимца Господа ﷺ, Абдулла ибну Аббас رضي الله عنه, Абдулла ибну Умар رضي الله عنه, Абдуллах ибну Амр бин аль-Асс رضي الله عنه, Абдуллах ибну Зубайр ибн Аввам رضي الله عنه, Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه и другие. Это было в тридцатом году по хиджре (мусульманскому летоисчислению).

Далее пишет автор книги «Итмам уль-Вафа»: «После взятия Табаристана Саид ибн аль-Асс رضي الله عنه и Хузайфа رضي الله عنه отправились на подмогу к Абдуррахману ибн Рабиа رضي الله عنه, который в то время осаждал Дербентскую крепость. Когда достигли Азербайджана, Саид отправил часть войска во главе с Хузайфой вперёд, а сам остался защищать тыл от врага. По прибытии в Дербент Хузайфа встретился с Абдуррахманом ибн Рабиа, и их объединённые войска отправились дальше – от Дербента вглубь Дагестана. Призывая местных жителей к Исламу, Хузайфа вернулся к Саиду и присоединился к нему в Куфе».

Богобоязненность и смиренность 

Несмотря на все эти заслуги, Хузайфа ибн аль-Яман رضي الله عنه был чрезвычайно набожным и смиренным человеком. Когда обострилась его смертельная болезнь и под покровом ночи его навестили некоторые соратники, он спросил: «Который сейчас час?» Ему ответили, что близится рассвет. Тогда Хузайфа воскликнул: «О Господь мой, упаси меня от утра, которое обязательно приведёт меня в пламя…» Затем спросил: «Вы принесли с собой саван?» Они ответили: «Да, принесли». Хузайфа сказал: «Не излишествуйте в саване. Если мне суждено благо от моего Господа, то мой саван и так будет благим. В противном же случае он будет отнят у меня…»

Затем продолжил: «О Господь мой, Ты знаешь, что бедность была всегда более любима мне, чем богатство, скромность я любил больше величия, а смерть предпочитал жизни».

Уже умирая, он произнёс: «Любящий достигает своего… Нет ничего лучше раскаяния…»

Адиль Ибрагимов