30 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

Спешите делать добро!

Исламская и светская врачебная этика Знания социально-психологических аспектов сегодня нужны практически каждому человеку, будь он руководителем высокого ранга, простым специалистом (инженером, врачом) или домохозяйкой, который становится свидетелем людского недовольства.

Ситуация, когда три поколения жили под одной крышей и молодые ухаживали за стариками, стала редкостью даже в сельской местности. Раньше дома престарелых пустовали, позорно было пожилого человека устраивать туда, одинокого брали родственники. В наше время ситуация изменилась. Что происходит с людьми? Потеряли родственные чувства? Однако многие стали набожными, посещают мечети, изучают Коран, слушают проповеди, многие стали состоятельными, имеют возможность помогать. Но, к сожалению, забота о стариках стала для многих тяжёлым бременем. Сейчас состоятельный родственник «стесняется» спросить у бедного, как его дела, в чём он нуждается, хотя бы для приличия. Что гово
рить о родственниках, когда родные дети не хотят ухаживать за родителями? Есть случаи, когда дети укладывали одного из родителей в стационар и месяцами не показывались, не отвечали на телефонные звонки. Пожилой человек, как ребёнок, хочет внимания, доброго отношения, однако многие из них не получают даже малой толики того, что заслуживают. Как известно, психика пожилых людей имеет свои особенности: развитие консерватизма, недоверие к новому, идеализирование прошлого, ворчливость, стремление поучать, обидчивость и т. д. Кто, как не врач, должен почувствовать давящую на больного боязнь одиночества, того, что он никому не нужен?.. Это надо учитывать и в быту, и в лечебных учреждениях. Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей первого, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и деонтологии. Для этого руководителям медицинских учреждений необходимо повышать нравственный уровень климата в коллективе, быть идейными наставниками молодых врачей. Есть много примеров таких руководите
лей, которые на каждых утренних конференциях напоминают сотрудникам о роли врачей и врачевания, о соблюдении этических норм в медицине в отношении пожилых людей. Один из врачей говорил: «Больной человек – это нуждающийся человек. Пожилой человек тоже нуждается, а пожилой больной человек – самый нуждающийся из нуждающихся. Мы должны и обязаны помогать им. Специальность врачебная – это специальность, которая требует постоянной работы над собой. Если сегодня в течение рабочего дня мы не узнаем нового для себя, значит, этот день пропал, а если человек не осознаёт, что он недостаточно знает, и не старается узнать больше, из него не выйдет профессионал». «Вы медики, избранные люди. Если вы сможете достойно выполнить возложенную на вас миссию, вам цены нет. Быть врачом – значит обладать огромной властью над людьми. Поэтому пользоваться ею надо мудро, ответственно и человечно», – говорил наставник и учитель шейх Саид-афанди из Чиркея (да возвеличит его Аллах). Наставники должны быть, они есть, надо уметь слушать их и делать так, как они говорят. В нынешнее время наставник должен быть и духовный, и профессионально знающий свою работу, наставляющий нас на истинный путь. Один мудрец говорил: «Во мне вызывают жалость двое из людей: человек, который стремится к знанию, но лишён способности его понять, и человек, который способен постичь знание, но не ищет его». Говорят также: «Учи своему знанию того, кто лишён его, и учись у того, кто знает то, чего ты не знаешь. Если ты будешь так поступать, то познаешь то, чего не знал, и крепко запомнишь то, что выучил». Число врачей увеличивается с каждым годом, однако, несмотря на это, есть врачи хорошие и плохие. Последних не должно быть вообще, ибо плохое врачевание (больше, чем любая другая деятельность) затрагивает благополучие другого человека, а часто – многих людей. Спрашивать у знающего, имеющего опыт, не должно быть стыдно или непозволительно со стороны гордости; намного лучше спросить совета у опытного старшего коллеги, нежели неуверенно назначать больному лечение, как часто делают молодые доктора. М.Я. Мудров, профессор патологии и терапии Московского университета (XVIII–XIX вв.), обращаясь к врачам, сказал: «Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты».
ПАТИМАТ МАГОМЕДОВА
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВРАЧ РД