26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.03.2022 (по Шафии)

1.Разрешено ли усыпление смертельно больных животных?

Среди исламских правовых школ есть полемика относительно эвтаназии (искусственное безболезненное прерывание жизни животного, страдающего неизлечимой болезнью, которая сопровождается невыносимыми мучениями) смертельно больных животных.
Маликитский учёный имам аз-Заркани и другие дозволяют усыпление смертельно больных животных и даже считают, что это решение предпочтительно, чем давать ему мучиться. 
(«Шарх Мухтасар аль-Халил»)

2.Можно ли охотиться и убивать животное, мясо которого не дозволено, ради добычи шкуры?

Согласно шафиитскому мазхабу, запрещаются охота, убийство или закалывание животного, мясо которого не дозволено для употребления в пищу, ради его шкуры. 
(«Асна аль-Маталиб», «Аль-Мавсуа аль-Фикхия аль-Кувайтия»)

3.Сколько длится время, когда можно протирать кожаные носки, если надел их дома и вышел в сафар?

Если выйти в сафар (путь) после протирания хуффов (кожаных или из другого прочного материала) или же протереть их, будучи в сафаре, и приехать домой, то делать масх (протирание) более суток запрещается.
Если же надеть их дома, но начать протирать в пути, тогда срок, в течение которого можно их протирать, длится трое суток.

Примечание:
Если человек, находившийся в пути более суток, приедет домой, то время его масха (протирания) тут же заканчивается.
 («Тухфат аль–Мухтадж»)

4.Имеет ли жена право просить деньги у мужа, если сама достаточно зарабатывает? И может ли муж распоряжаться её зарплатой?

Жена может требовать обеспечения от мужа, так как это является его обязанностью. Каждый день жена может требовать необходимое обеспечение в виде пропитания, проживания и т. д., независимо от того, богата она или нуждается, при условии, что не сделала ничего, что лишило бы её обеспечения супруга (нушуз).

Совершеннолетняя, умственно полноценная женщина вправе распоряжаться своими средствами на своё усмотрение. А муж не имеет права распоряжаться имуществом жены без её разрешения. 
(«Равдат ат-Талибин», «Мугни аль-Мухтадж»)

5.Разрешено ли при строительстве частного дома или коммерческого объекта строить балкон, выходящий на общественную улицу или 
в общий двор, а также строить колоннаду над такой улицей?

Человек имеет право строить балкон или устанавливать что бы то ни было, выходящее на общественную улицу, если это не мешает проходящим под этим балконом, проезжающему транспорту и т. д.

Если это улица, по которой передвигаются только пешеходы, то балкон, навес и т. п. должны находиться на такой высоте, чтобы под ними без затруднений смог пройти человек в полный рост с учётом того, что у него может быть на голове (головной убор, ноша, корзина, как принято носить у некоторых народов, и т.д.).

Если это улица, по которой проезжают всадники, автомобили, то балкон и т. п. должны быть на такой высоте, чтобы под ним без затруднений мог проехать наездник, любой автомобиль, учитывая грузы, которые могут быть на грузовых автомобилях, даже если такие автомобили там проезжают редко.

Если человек, соблюдая все условия, построил балкон, навес, выходящие на улицу, по которой передвигаются только пешеходы, но со временем по этой улице стали ездить автомобили и другие виды транспорта, то хозяин балкона обязан устранить все помехи, препятствующие их передвижению, даже если придётся демонтировать эти пристройки.

Такого рода постройки не должны затемнять улицу настолько, что это мешало бы передвижению людей.
Для постройки балкона и т.п. в общем дворе или на тупиковой улице нужно получить разрешение соседей, у которых вход (дверь, ворота, подъезд) в своё жильё находится дальше (вглубь двора) входа в дом человека, затевающего строительство этого балкона. А разрешение соседей, у которых вход в своё жильё находится ближе (со стороны заезда во двор), чем вход в дом строителя балкона, не требуется. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

6.Нужно ли возобновлять намерение, сделанное в начале месяца по мазхабу имама Малика, если оно было нарушено прерыванием одного дня поста?

Маликитский учёный ас-Сави в своих субкомментариях пишет: «Тот, кто умышленно нарушил пост, по мнению Мухаммада аль-Хаттаба, должен обновить своё намерение». Далее он говорит, что достаточно одного намерения для оставшихся дней поста месяца Рамадан.

Заключение:
Так как вы нарушили последовательность поста всего месяца, прервав его единожды, то вы нарушили и намерение на целый месяц. Поэтому, согласно мазхабу имама Малика, вы должны возобновить намерение на пост в оставшиеся дни месяца Рамадан. При этом вы не обязаны делать намерение каждую ночь. 

7.Когда делается намерение на пост в месяц Рамадан?

Согласно мазхабу (богословской школе) имама аш-Шафии, намерение на пост в месяц Рамадан делается с момента захода солнца до начала точного рассвета. Лучше всего сделать намерение сразу после ифтара (разговения), затем обновить его после сухура – предрассветного приёма пищи. Иначе говоря, первое намерение делается непосредственно после разговения и чтения положенной для разговения молитвы – «дуа», затем оно делается повторно до рассвета после утреннего приёма пищи.

Первое намерение делается на тот случай, если человек забудет сделать его перед рассветом, а второе – ради компромисса из-за полемики среди учёных, считающих, что приём пищи и т. д. нарушает намерение. 

В любом случае первого намерения, согласно более аргументированному мнению учёных, достаточно, и не стоит обременять себя мыслями о пропуске второго намерения.
 («Бушра аль-Карим»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).