20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

«Пожарные», «дрессировщики» или «позитивные педагоги»?

Рождение ребёнка – безусловно, одно из самых счастливых и желанных событий для семьи.

С приходом нового, пока ещё совсем маленького человека на родителей возлагается огромная ответственность. Так, вместе с радостью приходит и тревога, ведь ошибки и упущения в воспитании подрастающего поколения могут обойтись слишком дорого. 

Литературный классик Лев Толстой сказал: «Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус». 

Сложно переоценить роль обоих родителей в воспитании ребёнка. Родители – это педагоги, которым необходимо обладать определённым мастерством и навыками, чтобы процесс воспитания привёл к желаемому результату. А каков желаемый результат? Чтобы ребёнок вырос счастливым, самодостаточным, благонравным, здоровым. 

Арабский писатель, доктор Мустафа абу Саад приводит такую классификацию. По его мнению, всех родителей и способы их воспитания можно разделить на три группы. К первой относятся родители-«пожарные», ко второй – «дрессировщики», к третьей – «позитивные педагоги». Доктор Мустафа абу Саад заявляет, что, согласно его наблюдениям, примерно 75% родителей являются «пожарными», 24% – «дрессировщиками», и только 1% – позитивными педагогами. 

Рассмотрим каждую категорию. «Пожарные» – это те родители, которые ждут беды, проблемы (ребёнок не слушается, дерётся, обижает других детей и проч.) и только потом принимаются за воспитание своего ребёнка. Так, некоторые родители считают нужным заниматься своими детьми, только когда их постигла какая-либо беда. И таких, к сожалению, большинство. 

«Дрессировщики» – думается, вы уже догадались, что их воспитание сводится к дрессировке своих детей. Главная их задача – сделать ребёнка послушным, беспрекословно им подчиняющимся. Вы хотите послушного ребёнка? Говоришь «садись» – и он тут же садится, говоришь «не бегай» – и он сразу исполняет желаемое. Если да, вы – «дрессировщик». Но помните: ребёнок, ставший послушным после всех ваших манипуляций, криков, угроз, применения силы, становится бомбой замедленного действия. По словам автора приведённой нами классификации, именно из таких детей зачастую вырастают закомплексованные, неуверенные в себе люди. 

Если ваш ребёнок упрям – радуйтесь, не пытайтесь его сломить, ведь наверняка в будущем вам хотелось бы видеть перед собой зрелую личность, принимающую решения и осознающую ответственность за свои поступки.

Наконец, третья категория – позитивный педагог. Его отличают три признака. Позитивные отношения с детьми – это когда вы не кричите на ребёнка (даже если он разбил вашу любимую вазу и поцарапал новую машину), не критикуете его, не упрекаете, не сравниваете, не поднимаете на него руку и т.д. Позитивные отношения складываются из положительных эмоций. 

Другой признак: видя в детях упрямство и чрезмерную подвижность (как бы она ни выражалась), такие родители понимают, что подобное поведение является лишь симптомом, указывающим на внутреннюю проблему. Например, если ваш ребёнок бьёт других детей, это говорит о внутренней агрессии. Что делать в таком случае? Искать причину и способ эту агрессию вывести другим, мирным путём. Но не ругать его, не бить, не критиковать. Поступая же обратным образом, с руганью и рукоприкладством, родитель только усугубит ситуацию, но не поможет своему чаду. И последний признак. Для позитивного родителя-педагога целью является воспитание сильной личности. Это первостепенная задача. Почему так? Да потому что даже если родители смогли воспитать ребёнка, преуспевающего в учёбе, послушного, благонравного и обладающего ещё многими положительными качествами, но при этом слабого в личностном плане, не самодостаточного, то это подобно тому, как если бы вы посадили отросток, который будет вырван с корнями от любого подувшего ветерка. Слабой личностью легко манипулировать, навязывать ей что бы то ни было. Итак, главная задача родителя – воспитать в своих детях сильную личность. 

А теперь две новости, хорошая и плохая. Начнём с хорошей: каждый появившийся на этот свет ребёнок уже является сильной личностью. Плохая же заключается в том, что родители, используя запрещённые действия (манипуляции, крик, угрозы, насмешки, битьё, сравнение с другими и проч.), эту личность ослабляют. Если же отец и мать не будут применять все вышеперечисленные методы «воспитания», то с большой вероятностью их ребёнок станет сильной личностью. 

Не дрессируйте своих детей, не пугайте, не сердитесь, когда они шумят во время игры, не бейте, на поучайте их беспрестанно. Вполне достаточно отводить наставлениям полминуты в неделю! А не устраивать лекции на три часа. В конце концов, лучшим примером станут не ваши слова, а ваше собственное поведение. 

Итак, мы рассказали вам, дорогие читатели, о трёх типах родителей. Выводы делайте сами. Главное – помните, что каждый из нас, ставший матерью или отцом, несёт колоссальную ответственность и обязательно будет спрошен о том, что было ему даровано как величайшее благо.

Самия Омарова