01 июля
2022 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.03.2022 (по Ханафи)

1.Какие действия не нарушают пост?

Если человек, забыв, что постится, принял пищу, что-то выпил или вступил в интимные отношения, то это не нарушает его пост, в том числе – если он уснул и у него произошла поллюция. Также пост не нарушает нанесение крема на тело, кровопускание или использование сурьмы.
(«Мухтасар Кудури»)

2.Можно ли детям смотреть мультфильмы?

Смотреть мультфильмы детям не запрещено, если они познавательные, несут в себе доброту и нравственность. Ведь дети, словно губка, впитывают любую информацию, и она – хорошая и плохая – обязательно повлияет на формирование их поведения и характера. Например, есть такие мультфильмы, в которых явно пропагандируется непослушание родителям, демонстрируются как норма ссоры с ними, уход из дома. Всё это, несомненно, отразится на детях, и они станут брать пример со своих мульткумиров. Мультфильмы формируют в детском сознании представление об окружающем мире, образы мамы и папы, друга, врага, добра и зла.  

Поэтому родителям необходимо хотя бы просматривать мультфильмы, прежде чем включать их детям, и помнить хадис Посланника Аллаhа ﷺ: «…Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству» (аль-Бухари).

3.Действителен ли намаз молящегося, если он вышел за пределы молитвенного коврика?

Одним из условий намаза является чистота места, на котором он совершается. Поэтому если выйти за границы коврика на место, которое также является чистым, то намаз считается действительным. Если же место грязное, то намаз нарушится. («Любаб»)

4.Можно ли совершать дополнительные намазы сидя в машине?

Делать это допускается, если человек находится за пределами населённого пункта. И при этом нет разницы, является он путником или же вышел за пределы населённого пункта по какой-либо другой необходимости. Для поясного и земного поклонов он будет делать наклоны головой в ту сторону, куда направлен транспорт. В эту же сторону он будет обращён при совершении вступительного такбира (слова «Аллаhу Акбар») и в течение всего намаза. Для земного поклона наклон головой делается чуть ниже, чем для поясного. («Марак иль-Фалях»)

5.Если человек совершает намаз в одиночку, саджда сахви (земной поклон для исправления допущенных в намазе ошибок) делается после первого «салама» или после обоих? 

Ибн Абидин приводит ответ, что большинство учёных считают, что саджда сахви совершается после того, как был произнесён первый «салам» вправо. Это касается как имама, так и того, кто совершает намаз в одиночку. («Радд уль-Мухтар»)

6.Как быть, если во время намаза у женщины открылся аврат (часть тела, которую следует скрывать)?

Открылся аврат у мужчины или женщины, решение в данном случае одинаковое. Если какая-то часть тела обнажается в одном месте, то рассматривается непосредственно это место, насколько оно обнажилось. Если во время намаза у молящегося откроется меньше одной четверти какой-либо части тела, то в этом случае намаз не нарушается. Если же открытой оказалась одна четвёртая часть тела и более, то это не допускается и намаз будет нарушен, если только сразу не прикрыть оголившееся место. Например, голень с щиколоткой считаются одной частью тела, колено и бедро – разные части тела, ухо (для женщины) – это самостоятельный орган. Всё это рассматривается по отдельности. («Марак иль-Фалях»)

7.Правда ли, что если во время молитвы кто-то собирается пройти перед тобой, нужно подать ему знак рукой или более громким чтением?

Во время намаза нежелательно совершать какие-либо действия, поэтому не стоит останавливать проходящего человека. Если молящийся всё же решит остановить его, он может сделать жест рукой или произнести тасбих (прославление Господа), например, «Субхан Аллаh». Также нежелательно (макрух) использовать и то, и другое одновременно. Если кто-либо собирается пройти перед молящимся мужчиной, то он может остановить его, подав знак рукой или повысив голос при чтении Корана во время коллективной молитвы. А если человек проходит перед молящейся женщиной, то она ударяет правой рукой о тыльную часть левой кисти.  («Хашияту ат-Тахтави»)

8.Могу ли я назвать сына именем своего дедушки, который умер несколько лет назад и прожил долгую жизнь?

Ислам поощряет нас выбирать для своих детей благозвучные имена с хорошими значениями.
Посланник Божий ﷺ советовал подбирать детям красивые имена, ибо значение имени в какой-то степени может повлиять на нрав и образ жизни человека. Поэтому поощряется выбор имён пророков, сподвижников и праведных личностей.
Можно наречь сына именем дедушки, если оно красивое и его значение не противоречит религиозным нормам. Пророк ﷺ изрёк: «В Судный день вы будете созваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами» (Абу Давуд).

9.Что делать с ребёнком, который умер в утробе матери, не успев родиться?

Если ребёнок умер в утробе матери, то необходимо уточнить сроки беременности, успел ли он приобрести человеческий облик. Если да, то его омывают, оборачивают в саван и хоронят, но над ним не совершается заупокойная молитва (джаназа-намаз). 
Если же человеческий облик у эмбриона не сформировался, то желательно его завернуть в ткань и похоронить. («Марак иль-Фалях»)

10.Когда имам вступает в намаз и говорит «Аллаhу Акбар», должен ли тот, кто следует за ним, ждать, когда он закончит произносить эти слова (такбир), и только потом вступить в намаз?

По мнению Абу Ханифы, начинать произносить такбир желательно вместе с имамом, но не опережать его. Абу Юсуф и Мухаммад считают, что тому, кто следует за имамом, желательно чуть-чуть отставать от него во вступительном такбире. То есть в момент, когда имам произносит последнюю букву «р» в слове «акбар», тот, кто следует за ним, говорит «Аллаhу Акбар». Всё это касается того, как лучше сделать, но допустимы оба способа. («Марак иль-Фалях»)

Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62