25 июня
2022 года
поделиться

Разновидности поклонения

По мнению учёных мазхаба (богословско-правовой школы) имама Абу Ханифы, поклонения различаются по степени их важности.

1. Аль-фарз (обязательное) 
На обязательность выполнения данного поклонения указывают явные доводы в Коране и Сунне (хадисы) Пророка r. Отказавшийся от выполнения обязательного поклонения выходит из веры, становится неверующим. Да убережёт Всевышний всех нас от этого! Тот же, кто признаёт обязательность этого поклонения, но не выполняет его по различным причинам, например, из-за лени и т. п., впадает в грех, однако не становится неверным. 

2. Аль-ваджиб (необходимое)
Это поклонение, которое также необходимо выполнить, но по своей значимости оно не достигает уровня обязательного (аль-фарз). Отрицающий выполнение ваджиба не становится неверным. Тот же, кто не отрицает необходимости его исполнения, но и не соблюдает его, впадает в грех и становится грешником (фасиком).

3. Сунна (желательное)
Выполнение данного поклонения является желательным в религии, но не является обязательным. За совершение деяний, которые входят в категорию «сунна», предписано вознаграждение, а за их невыполнение человек не впадает в грех.

Учёные выделяют два вида сунны:

а) сунна муаккад – важная (настоятельная) сунна, над совершением которой усердствовал Пророк ﷺ. Однако он показал, что данное поклонение не является обязательным (фарзом), так как иногда он не выполнял его (например, два ракаата суннат-намаза перед утренним намазом);
б) обычная сунна – поклонение, которое совершал Пророк ﷺ, но не проявлял при этом особого усердия, например четыре ракаата суннат-намаза перед предзакатным намазом (аср).

4. Аль-мустахаб (похвальное)
Это поклонение, которое тоже считается сунной, но по своей значимости не достигло степени предыдущих двух видов. За совершение мустахаба человек получит вознаграждение, а за несовершение ему не будет упрёка (например, разговение сразу после захода солнца, наступления времени вечернего намаза).

5. Аль-харам (запретное)
Это такие деяния, по поводу которых в религии имеются явные доводы о запретности их совершения. Например, употребление спиртного. От запретного необходимо отдаляться, ибо за его совершение человек будет подвергнут наказанию.
6. Аль-макрух (нежелательное)

Нежелательные деяния бывают двух видов:

а) карахат ат-тахрим (нежелательное, близкое к запретному) – действия, отказа от которых требуют религиозные предписания, однако без явных аргументов, например, ношение шёлковой одежды мужчинами. За совершение карахат ат-тахрима человек будет подвергнут наказанию, а за отказ от них получит вознаграждение Господа.
б) карахат ат-танзих (нежелательное, близкое к порицаемому) – действия, отказ от которых также требуют религиозные нормы, но без конкретного указания или угрозы наказания за их совершение. За несовершение ожидается вознаграждение, а за совершение – упрёк.

8. Аль-мубах (дозволенное) 
По поводу этих действий в религии нет указания для их несовершения, они дозволены. Но за них не ожидается ни вознаграждения, ни наказания. Однако если при совершении мубаха иметь хорошее намерение, то за это человек может получить воздаяние (например, есть или пить, чтобы набраться сил для совершения благодеяний).
(«Аль-Усуль»)

Мухаммад-фарук Азимов