01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.02.2022 (по Шафии)

1 Что делать, если мамум (совершающий намаз за имамом) не успел прочитать суру «Аль-Фатиха» после её чтения вслух имамом,

 который сразу опустился на поясной поклон (руку), не прочитав дополнительной суры?

Более аргументированное мнение относительно этого вопроса следующее: тот, кто следует за имамом (вступивший на коллективный намаз с имамом, то есть не масбук – не опоздавший), обязан прочитать до конца суру «Аль-Фатиха» и продолжать намаз по порядку, пока не отстанет от имама более чем на три рукна (главные составные части намаза). При этом не учитываются стояние после поясного поклона и сидения между земными поклонами. Например, он успел дочитать суру «Аль-Фатиха» и вступить в поясной поклон до того, как имам сядет для произнесения «Ат-ташахуда» («Ат-тахияту»).

Если имам опередит его на три рукна и вступит в четвёртый, то, согласно достоверному мнению, мамун обязан последовать за имамом, нарушив порядок своего намаза, то есть вступает в то положение («Ат-ташахуд» в вышеприведённом примере), в котором находится имам, но после завершения молитвы восполняет свой упущенный ракаат.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Имеет ли право брат по матери выдать сестру замуж, если она рождена вне брака?

Брат по матери не имеет права выдавать сестру замуж, так как родства только со стороны матери для опекунства недостаточно, а замуж её может выдать лишь опекун.

Также не устанавливаются родственные права внебрачной дочери с биологическим отцом, по этой причине он тоже не может выдать её замуж.
Опекуном для незаконнорождённой может стать имам населённого пункта, в котором она находится.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»).

3.Можно ли изменять формулу салама (приветствия)?

Делать это предосудительно, так как искажение слов приветствия может послужить даже причиной неверия (куфр), если цель этого – высмеять сунну Пророка r или пренебречь ею.

В некоторых случаях искажение формулы салама приводит к кардинальному изменению его смысла. Например, слова «ас-саму алайкум» означают: «смерти вам». На такое пожелание следует ответить: «ва алейкум» («и вам»). Если человек просто ошибся, сказав так, то ему ничего не будет, однако если он реально пожелал смерти другому, то ответ «и вам» вернёт его пожелание ему самому. 

Основной формой салама является выражение «ас-саламу алейкум», а наилучшей – «ас-саламу алейкум ва рах̣матуллахи ва баракату». Кроме того, допустимы варианты «саламун алейкум», «алайкум ус-салам», «саламун мина ллахи алейкум» и «саламу ллахи алейкум». Тем не менее последние три формулы нежелательно применять.

Тот, кого поприветствовали одной из этих формул, обязан ответить, так как все они начинают ритуал приветствия, относящийся к одной из социальных обязанностей верующего. Необходимо ответить даже в том случае, если человек пропустил «танвин» и вместо «саламун алейкум» произнёс «салам алейкум». Однако он не обязан отвечать на искажённое приветствие – «салам алейчум», например. 

Примечание:
Использование других формул приветствия, например, «здравствуйте», не имеет ритуального характера, поэтому ответ на него не является религиозной обязанностью верующего.
(«Равдат ат-Талибин», «Фатава аль-Кубра аль-Фикхия», «Хашия аль-Буджайрами аля аль-Манхадж»)

4.Можно ли мужчине носить серебряный браслет, цепочку?

Мужчинам запрещено использовать посуду из золота и серебра, носить цепочки, золотые или серебряные часы, браслеты на руках, кольца на лодыжках, а также другие украшения, предназначенные для женщин. Учитывая, что мужчине запрещено покупать их для себя, ношение их тем более не дозволено. В этом выражается признак женственности, что не свойственно мужчине.

Носить кольца из серебра или из любого другого металла, кроме золота, например, платины, меди и т. п., мужчинам дозволено. По вопросу, можно ли носить серебряные украшения, например, ожерелья, браслеты или же короны, большинство учёных (джумхур) сошлись во мнении, что это запрещено.

 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Равзат ат-Талибин»)

5.Становятся ли дозволенными деньги, которые сначала были проиграны на ставках в букмекерской конторе, а затем была выиграна большая сумма, то есть возвращено проигранное?

 Делать ставки на играх – один из наиболее тяжких грехов. Об этом сказано в аятах Священного Корана. Распоряжение выигранными средствами считается поеданием имущества, добытого несправедливым, запретным путём. Имущество, нажитое таким образом, также является запретным.
Мусульманин, который практикует подобное, обязан прекратить это и вернуться к следованию повелениям Всевышнего, прося у Него прощения.

Что же касается отыгранных денег, то вся сумма, выигранная во второй игре, будь она эквивалентна первоначальному проигрышу или меньше него, однозначно запретна, если во второй игре оппонентами были игроки, которые не являлись участниками, победителями первой игры. Потому что компенсировать потерянные деньги за счёт средств других людей не дозволено – ввиду того, что результат в азартных играх не имеет никакого значения, и хозяева средств продолжают оставаться ими, несмотря на исход игры.

В случае выигрыша игроку дозволено взять сумму, которую он проиграл, если во второй игре участвовали только он и тот, кто выиграл у него в первой игре. Излишек же для него запретен, и он должен вернуть его. Дозволены эти деньги будут только в том случае, если тот, кто выиграл в первый раз, отказывается добровольно возвращать выигрыш проигравшему, и вернуть эти деньги дозволенным путём не представляется возможным. 

Также следует отметить, что дозволены они будут не потому, что это выигрыш, а потому что эти проигранные деньги не переставали быть его собственностью, а он просто вернул свои деньги, хотя и запретным путём.

Любой случай будет иметь отдельное решение и зависит от каждого участника и их взносов, если в обеих играх участвовали те, кто проиграл друг другу, и те, кто не проиграл, играя вперемешку.

Повторно играть с целью вернуть проигранные деньги однозначно запретно и греховно.
 («Аз-Заваджир ан иктираф аль-Кабаир», «Тухфат аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).