25 июня
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Имам Абу Юсуф

Один из выдающихся учеников имама Абу Ханифы

Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари (умер в 182 году по хиджре – мусульманскому летоисчислению). Известный ученик имама Абу Ханифы, знаток исламского права (факих), учёный, достигший уровня самостоятельного извлечения решений (муджтахид), судья государства Аббасидов. Каждый из правителей, особенно Харун ар-Рашид, проявляли к нему большое уважение и ценили его.

Родился Якуб бин Ибрагим, известный как Абу Юсуф, родился в 113 году по хиджре, что соответствует 731 году по грегорианскому календарю, в городе Куфа (Ирак) и вырос в бедной семье. Начал изучать религиозные науки с выучивания наизусть Корана и изучения в совершенстве арабского языка, а также исламского права (фикх) и основ религии (усул). Абу Юсуф был известен своим остроумием, с раннего возраста начал изучать хадисы Пророка ﷺ, присутствуя на уроках выдающихся людей того времени, таких как Абал Исхак аль-Шайбани и Яхью бин Саид аль-Ансари, Хишам ибн Урва и Ата бин Саиб, Мухаммад ибн Исхак (автор книги «Сират ан-Набавия»). 

В начале своего пути он занимался наукой хадисов у учёных-хадисоведов, ежедневно изучая и передавая другим более 50–60 хадисов. Исламское право (фикх) он начал изучать у Ибн Абу Лайлы. Заинтересовавшись этой наукой, чуть позже он присоединился к урокам Абу Ханифы и стал его знаменитым учеником. 

Абу Юсуф рассказывает: «Я старался изучать фикх и хадисы, будучи бедным. Однажды, когда я находился на уроке возле Абу Ханифы, ко мне пришла мать и вывела меня с собой, сказав: «Не стремись к Абу Ханифе, у него хлеб спелый (что означало, что человек материально обеспечен), а ты обязан обеспечивать нас».

Подчинившись ей, я отказался от своего постоянного изучения наук. Абу Ханифа разыскал меня и попросил вернуться к урокам. В первый день моего возвращения на его уроки учитель спросил меня: «Что тебя отдалило от наших занятий?» – «Обеспечение нашей жизни и подчинение матери», – ответил я и сел на место. Когда все разошлись, он протянул мне какой-то мешок и сказал: «Пользуйся пока этим». Я заглянул в мешок, там было сто дирхемов. Он посмотрел на меня и сказал: «Сообщай мне каждый раз, когда заканчивается в нём». Я стал ходить на уроки. Через некоторое время он дал мне снова сто дирхемов. Таким вот образом он помогал мне до той поры, когда я вышел из бедности и стал богатым». 

Уроки Абу Ханифы были настолько интересны Абу Юсуфу, что, когда умер его сын, он, боясь пропустить урок, поручил похороны другому. 
Абу Юсуф заменил своего учителя. Абу Юсуф был признан учёными своего времени как самый авторитетный в вопросах исламского права (фикха), первый, кто составил книгу «Основы фикха» по учению имама Абу Ханифы. 

Передаётся от Абу Ханифы, что он сказал о своих учениках: «Были со мной тридцать шесть человек, двадцать восемь из них подходят для судейства, шестеро подходят для вынесения фетв, и двое подходят для дисциплины и контроля над судьями и людьми, выдающими фетвы», – и указал на Абу Юсуфа и Зуффара. 

Как обладатель чрезвычайного ума и высокого таланта, имам Абу Юсуф был приближённым Харуна ар-Рашида и его доверенным учёным. Абу Юсуф после себя оставил богатое наследие, состоящее из его книг. Приведём некоторые из них.
«Китаб уль-Хирадж». Самое важное произведение Абу Юсуфа, написанное по требованию халифа Аббасидов Харуна ар-Рашида, посвящённое выплате земельных налогов (ушр, хирадж), садака (закята), джизья. 

«Китаб уль-Асар». Эту книгу сын Абу Юсуфа пересказал от отца, а тот – от Абу Ханифы. Она была упорядочена на основе фикха. Книга написана в основном с опорой на учение Абу Ханифы и его правовую методологию и имеет большое юридическое значение. Абу Юсуф покинул этот бренный мир в 182 году по мусульманскому летоисчислению, прямо за рассмотрением судебного дела. Как пишет Ибн ан-Надим в «Аль-Фихристе», у Абу Юсуфа был один сын по имени Юсуф, который при жизни отца исполнял обязанности кадия. Джаназа-намаз совершил над ним халиф Харун аль-Рашид и приказал, чтобы его похоронили рядом с потомками курайшитов. 
(«Мавсуат уль-Хазарат иль-Исламия», «Тариху ат-Ташри иль-Исламия»)

Мухаммад-фарук Азимов