29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Идеальное и материальное

«Какой он молодец! Всегда занят зарабатыванием денег, всё своё время уделяет работе!», «Прости, у меня столько дел, что забыла тебя поздравить…

Я ничего не успеваю!» Наверняка многим не раз доводилось слышать великое множество подобных фраз.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник» (И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети»).

Мы знаем, что приземлённый человек полностью сосредоточен на решении практических, материальных проблем. Единственная его цель – стремление приобрести как можно больше материальных благ и получить удовольствие от них. Его мало заботят мысли о сокровенном, о духовности, о высшем смысле жизни. 

Ему неинтересна красота окружающего мира, в творчестве он ищет исключительно материальную основу. Он чрезмерно практичен и всегда занят решением бытовых вопросов. Подобное расставление приоритетов – предпочтение земных благ и отрицание духовных потребностей – противоестественно духовно-нравственной природе человека, заложенной в нём Всевышним. 

Сегодня приземлённость людей, зачастую у молодых, обычно выражается в стремлении стать известными. И в большинстве своём это достижение не требует какой-нибудь особенной затейливости. Очевидно, что под влиянием излишней практичности собственный мир человека становится узким и ограничивается обыденным мировоззрением. 

Приземлённость – это порочное свойство, присутствие которого в человеке делает невозможным духовный рост, зато вполне возможна его духовная деградация. Вообще, духовность предполагает либо дальнейшее развитие, либо деградацию. Соответственно, придерживаться какого-то одного постоянного уровня здесь не представляется возможным.

Господь создал наш видимый мир материальным. Но благополучие в нём прямо зависит от степени развития нашей духовности. И, наверное, разумно стараться соблюдать баланс между духовной и материальной сторонами нашей жизни. 

Важно понимать, что чрезмерная материалистичность пагубно влияет на жизнь общества в целом, обрекая его на нравственную нищету и духовную слепоту. 
 

Саида Ибрагимова