29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнеописание Посланника Господа ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Когда Мухаммаду ﷺ исполнилось пятнадцать лет, началась так называемая «война беззакония», которую курайшиты и их союзники из кинанитов вели с племенем Кайс Айлян. Отряды курайшитов и кинанитов возглавлял Харб бин Умайя, который был самым уважаемым среди них. Сначала в этой войне победы одерживало племя Кайс Айлян, а потом побеждать стали кинаниты. Название «война беззакония», или же «кощунственная война», получили эти военные действия, поскольку в ходе них нарушались все возможные запреты и велись они в запретные месяцы. 

«Союз чести» 

После завершения этой войны в месяце Зуль-Каада, относившемся к числу запретных месяцев, был заключён «союз чести». Заключить его призвали пять родов племени курайш: Бану Хашим, Бану аль-Мутталиб, Асад бин Абд уль-Узза, Зухра бин Киляб и Тайм бин Мурра. Представители этих родов собрались в доме Абдуллаха бин Джадана Тайми, который был старшим по возрасту и пользовался всеобщим уважением. Они заключили между собой договор, обязавшись оказывать поддержку любому притесняемому мекканцу и всем прочим людям, если обнаружат притесняемых в Мекке, и выступать против притеснителя до тех пор, пока захваченное не будет возвращено владельцу. При заключении этого договора присутствовал и Мухаммад ﷺ, который уже после того, как Всевышний почтил его пророчеством, говорил: «В доме Абдуллаха бин Джадана я присутствовал при заключении такого союза, который не променял бы и на красных верблюдов (когда арабы хотели охарактеризовать что-то чрезвычайно ценное и как самое важное, они сравнивали это с красными верблюдами). И если меня пригласят на подобную встречу в Исламе, я обязательно приму такое приглашение!»

Дух этого договора противоречил доисламской заносчивости, подогреваемой сознанием племенного единства. Как сообщается, причиной его заключения послужило то, что один человек из племени Зубайд привёз в Мекку какие-то товары, которые у него купил аль-Ас бин Ваиль ас-Сахми. Последний стал задерживать выплату причитавшихся приезжему денег. Этот человек обратился за помощью к представителям союзных родов Абду дДар, Махзум, Джумах, Сахм и Ади, но они не обратили на него внимания. Тогда он забрался на вершину горы Абу Кубайс (одна из гор, находящихся в непосредственной близости к востоку от Каабы в Мекке, высота – 420 метров) и громко, в стихотворной форме стал говорить о нанесённой ему обиде. На это откликнулся аз-Зубайр бин Абду ль-Мутталиб, он спросил: «Что случилось с этим беззащитным человеком?» После чего предводители вышеназванных племён заключили «союз чести» и отправились к аль-Асу бин Ваилю, заставив его отдать положенное этому человеку из племени Зубайд.

Трудовая деятельность

В ранней юности у Мухаммада ﷺ не было определённого занятия, но, согласно многим преданиям, сначала он пас овец племени Бану Саад, а потом делал то же самое за небольшую плату для жителей Мекки.

В возрасте двадцати пяти лет он отправился в Шам (ныне территория Сирии и многих соседних государств), чтобы вести там торговые дела

Хадиджи رضي الله عنها. Ибн Исхак сообщает: «Хадиджа бинт Хувайлид رضي الله عنها занималась торговлей, пользовалась уважением и обладала богатством. Она нанимала мужчин для того, чтобы они торговали на её деньги, отчисляя им определённую долю от прибыли. Курайшиты в основном занимались торговлей, и когда Хадиджа رضي الله عنها узнала о правдивости, честности и благонравии Мухаммада ﷺ, она послала за ним и предложила ему отвезти в Шам её товары, предложив ему также заплатить больше, чем она платила другим, и отправила вместе с ним своего слугу по имени Майсара. Мухаммад ﷺ принял её предложение и отправился в Шам вместе с Майсарой.

Женитьба Мухаммада ﷺ на Хадидже رضي الله عنها

После его возвращения в Мекку Хадиджа رضي الله عنها увидела, что её деньги не только сохранились, но и принесли невиданную прежде прибыль, а её слуга Майсара рассказал ей об удивительных случаях в пути, высоких достоинствах, здравомыслии, правдивости и честности Мухаммада ﷺ.
Хадиджа رضي الله عنها поняла, что нашла то, что так долго искала. Многие знатные люди хотели жениться на ней, но она отвергала их предложения.

Она рассказала о своих чувствах подруге Нафисе бинт Муния, которая отправилась к Мухаммаду ﷺ и завела с ним разговор о женитьбе на Хадидже رضي الله عنها. Он дал на это согласие и обратился к братьям своего отца, которые сразу же отправились к дяде Хадиджи رضي الله عنها и засватали её за него, и уже вскоре после этого состоялась свадьба. При заключении брачного соглашения присутствовали предводители племён Бану Хашим и Музар, а происходило всё это через два месяца после его возвращения из Шама. В качестве брачного дара он отдал ей двадцать молодых верблюдов. 

Хадидже رضي الله عنها исполнилось сорок лет, и она являлась достойнейшей женщиной по своему происхождению, богатству и уму. Она была первой женщиной, на которой женился Посланник Господа ﷺ, и он не брал себе других жён, пока она не покинула этот мир. 

Хадиджа رضي الله عنها родила ему всех его детей, кроме Ибрахима. Первым был аль-Касим, вследствие чего Пророка ﷺ и называли Абу ль-Касим (отец аль-Касима). Потом родились Зайнаб, Рукия, Умму-Кульсум, Фатима и Абдуллах, которого ещё называли Тайиб («благой») и Тахир («чистый»). Все его сыновья умерли уже в раннем детстве, что же касается дочерей, то они дожили до начала пророчества, приняли истинную веру и переселились из Мекки в Медину. Однако все они умерли ещё при жизни Пророка ﷺ, за исключением Фатимы, которая скончалась через шесть месяцев после ухода в мир иной Посланника Господа ﷺ.

Перестройка Каабы 

Когда Мухаммаду ﷺ исполнилось тридцать пять лет, курайшиты решили перестроить Каабу, так как со времён пророка Исмаила (библейский Измаил) عليه السلام она представляла собой строение из больших скальных камней высотой в девять локтей (1 локоть – 0,42 метра), что выше человеческого роста. У этого строения не было крыши, что позволяло ворам похищать находившееся там имущество. Кроме того, это древнее святилище долго подвергалось воздействию различных неблагоприятных факторов, в результате чего здание было уже не таким крепким, а стены его покрылись трещинами.

За пять лет до начала пророчества в Мекке случилось сильное наводнение. Потоки воды достигли Каабы, в результате чего она едва не разрушилась, и курайшиты были вынуждены перестроить храм, чтобы сохранить его значение. Они договорились о том, что для перестройки храма будут использоваться только чистые деньги (другими словами, деньги, заработанные честным путём), а поэтому не принималось то, что было заработано ростовщичеством, а также всё то, что было силой или обманом отобрано у кого бы то ни было. 

Сначала они боялись разрушать Каабу. В конце концов за это взялся аль-Валид ибн аль-Мугира аль-Махзуми, примеру которого последовали и другие люди, увидевшие, что с ним ничего не случилось. После чего они продолжали разрушать здание до тех пор, пока не добрались до основ, заложенных пророком Ибрахимом (Авраамом) عليه السلام. Потом они принялись за строительство, разделили Каабу на несколько частей и выделили свою часть каждому племени, представители которого сначала отдельно от других собирали камни, а потом все вместе они приступили к строительству под руководством византийского строителя по имени Бакум.

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов