24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ибн Хальдун – гордость мусульман

Арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель

Абу Зайд Абдуррахман ибн Мухаммад Ибн Хальдун аль-Хазрами аль-Ишбили родился в 1332 году (732 году по хиджре – мусульманскому летоисчислению). 

Его корни восходят к йеменской семье, которая переселилась в Севилью и сыграла важную роль в арабской истории этого города. 

В середине седьмого века по хиджре, когда крестоносцы захватили Севилью, предки Ибн Хальдуна сбежали в Сеуту (небольшой полуэксклав Испании на северном побережье Марокко, прямо напротив Гибралтара), а затем в Тунис. В это время в Тунисе правила династия Хафсидов. 
Ибн Хальдун в своей книге «Ат-Та‘риф» пишет, что ещё в детстве выучил Коран наизусть и хорошо владел всеми семью популярными способами рецитации Корана, потом занимался изучением тафсира (толкования Корана) и хадисов Пророка ﷺ, углубился в изучение фикха (исламского права) и грамматики арабского языка. 

Первым учителем Ибн Хальдуна был его отец, но юноша не ограничивался уроками у своего отца. Он брал уроки у крупных учёных Туниса и в свои восемнадцать лет стал способным учёным в области фикха и других религиозных наук. К этому времени он также изучил хадисоведение, овладел основами логики и философии и начал делать первые свои записи по этим наукам. 

Ибн Хальдун несколько лет служил на разных должностях у правителей Африки, а затем, переправившись через Гибралтар, отправился на родину своих предков, в Андалусию, и остановился у правителя Гранады, который считается последним мусульманским правителем в Андалусии. 

Однако после ряда заговоров и козней, устроенных против него завистниками в Гранаде, он решил вернуться в Африку. По возвращении Ибн Хальдун поселился в Алжире во дворце Ибн ас-Салямы и приступил к написанию своего знаменитого исторического труда, известного как «Тарих Ибн Хальдун», в котором он представил новые теории в социологии и истории.

Ибн Хальдуну не удавалось долго жить в одном и том же городе или заниматься определённой деятельностью. По этой причине он покинул Андалусию и странствовал по миру, пока не прибыл в Шам (ныне территория Сирии и государств вокруг неё). 

Ибн Хальдун не смог долго задержаться ни на одной серьёзной должности и прожить долго в одном и том же месте из-за многочисленных завистников, доносчиков, клеветников и сплетников. Его честность создала ему множество врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять просили вернуться на должность.

Несмотря на такую тяжкую и неспокойную жизнь, Ибн Хальдун смог стать законодателем культуры своего времени. Он также смог найти время для написания книг, чтобы подарить следующим поколениям эликсир своего разума и нектар своей души.

Ибн Хальдун работал преподавателем в университете Аль-Каравийин в Фесе, затем в знаменитом университете Аль-Азхар в Каире, в медресе Аз-Захирийя и других учебных заведениях Магриба. 

Ибн Хальдун считается одним из учёных, которыми по праву гордится вся мусульманская умма. Он является основоположником социологии как самостоятельной науки и первым, кто дал ей основу. 

В своё время он выдвинул новейшие теории социологии, к которым только через несколько веков пришли многие известные учёные, например французский философ, социолог, методолог Огюст Конт (1798–1857). Ещё до Адама Смита Ибн Хальдун открыл необходимость разделения труда. Он опередил Давида Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики. 
Умер Ибн Хальдун в Египте в 1406 году (808 году по мусульманскому летоисчислению) в возрасте 78 лет. Похоронен на суфийском кладбище около ворот Ан-Наср на севере Каира. Да смилуется над ним Всевышний Аллаh.
 

Нурмухаммад Изудинов