19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ответы на вопросы от 01.02.2022 (по Шафии)

1.Можно ли требовать картёжный долг?

Согласно религиозным нормам, игры, от исхода которых зависит передача имущества одного человека другому, являются запретными. А исход игры в пользу одного из игроков недействителен даже при обоюдном согласии игроков, поскольку для законности договора, помимо обоюдного согласия, необходимо, чтобы был дозволенным сам договор. Владельцы имущества сохраняют права на него и после проигрыша, то есть выигравший не становится хозяином имущества проигравшего. 

Следовательно, требовать свой выигрыш однозначно запрещено, поскольку это равносильно незаконному отъёму имущества чужого человека, и это будет притеснением.

Также проигравший не обязан возмещать долг, приобретённый в азартных играх. Наоборот, это рассматривается как предосудительное деяние, способствующее укоренению запретного.

Все мусульманские учёные едины во мнении, что азартные игры запрещены. Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «О уверовавшие в Аллаhа ﷻ, Его Писания и Его посланников! Поистине, всё, что пьянит и отравляет разум, одурманивает его (хамр), азартные игры (майсир), идолы, стрелы для гадания и всё тому подобное – это мерзость из деяний сатаны. Не приближайтесь и отстранитесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье – защиту от огня Ада и блаженство Рая в Вечной жизни! Поистине, сатана, склоняя вас ко всему опьяняющему и к азартным играм, хочет лишь посеять среди вас раздор, вражду и ненависть и тем самым отвратить вас от поминания Аллаhа ﷻ, намаза и других благих деяний. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещённых вам, не отстранитесь ли вы хоть теперь от них, чтобы не дать возможности сатане достичь своих целей!» (сура «Аль-Маида», аят 90).

Имам аль-Бухари передаёт хадис Пророка ﷺ: «Тот, кто скажет своему товарищу: “Давай поиграем в азартные игры”, пусть отдаст милостыню».
Это настолько мерзкий грех, что только за предложение совершить его полагается отдать милостыню в качестве искупления.

(«Тафсир аль-Куртуби», «Аз-Заваджир ан иктираф аль-Кабаир»)

2. Считается ли никях (бракосочетание) действительным, если при его заключении супруги ставят определённые условия?

При заключении брака иногда выдвигаются следующие условия:

1. Условие, в котором оговаривается право на расторжение брака без каких-либо уважительных причин (половое бессилие, необеспечение жены и т. д.). Это условие в брачном договоре делает никях недействительным.

2. Условие, которое предполагает право на аннулирование махра (брачного подарка) или же его замену в одностороннем порядке. По достоверному мнению, оно не влияет на действительность никяха, в отличие от махра.

3. Условия, где оговаривается соблюдение прав супругов, или условия, не касающиеся их прав или не имеющие значения. Например, брак, заключённый на условиях, что муж (или супруга) будут питаться только определённой пищей. Такое условие тоже не препятствует действительности никяха, но – аннулируется.

4. Условия, ущемляющие права супругов, но не противоречащие основной цели (копуляции) брака.  Например, это может быть запрет взять ещё одну жену или отказ обеспечивать супругу. На законность никяха это не влияет, а условия аннулируются. В случае когда невеста ставит условие жениху не жениться на другой женщине, сделав это махром (свадебным подарком), такой махр недействителен и супруг обязан выплатить махр, который выплачивают женщине её статуса (махр аль-мисли).

5.  Условие, противоречащее основной цели (копуляции), ради которой заключается брак. Например, условия, выдвигаемые опекуном невесты, предполагающие запрет вступать с ней в половые отношения, или ограничение в близости (например, не более одного раза в неделю), или развод после бракосочетания. Никях с таким условием недействителен. А если условие, ограничивающее или отменяющее копуляцию, ставит сам супруг, то никях действителен.

Примечание:
Стоит отметить, что условия имеют силу, если они оговариваются во время заключения брачного договора.

 («Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Можно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) над умершим, если тело находится далеко от молящихся, но в пределах населённого пункта?

Условия действительности заупокойной молитвы в случае, когда молящиеся и тело покойного находятся в пределах одного населённого пункта, следующие:

1) молящиеся должны находиться за телом покойного. То есть они не должны быть ближе к кибле (Каабе), чем тело покойного или его могила;
2) тело покойного и молящиеся должны находиться на одной территории: 

а) расстояние между ними не должно превышать 144 м, относительная погрешность которого 1,5 м, то есть конечное расстояние может составить 145,5 м. Соответственно, если расстояние между ними будет меньше этого, то намаз действителен, а если больше, то – нет; 
б) между телом и молящимся не должно быть препятствия, преграждающего обзор или доступ к телу или могиле. Это условие необходимо соблюдать только при вступлении в намаз. Если потом, до завершения намаза, тело покойного перенесут дальше, намаз не нарушается. Но если тело покойного и молящийся находятся в мечети, то в расстоянии между ними нет ограничения.

 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Джамаль»)

4.Нужно ли иметь намерение для саджда-сахви (два земных поклона, которые совершаются после чтения последнего ат-тахийята)?

Для совершения саджда-сахви необходимо иметь намерение. Под намерением понимается необходимость чёткого представления и понимания цели этого действия в момент его совершения, то есть осознание, зачем оно совершается. 
Если одновременно с совершением суджды произнести намерение, то намаз нарушается. 

(«Фатх аль-Муин», «Хашия Ианат ат-Талибин», «Нихая аз-Зайн фи иршад аль-Мубтадиин»)