23 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 01.02.2022 (по Ханафи)

1. За кого в День Суда будет заступаться Пророк Мухаммад ﷺ?

Пророк ﷺ, по воле Аллаhа ﷻ, будет заступаться за нас, свою общину, и в этом для нас большая милость Создателя, за которую мы должны выражать Ему огромную благодарность. Когда сподвижники спросили у Пророка ﷺ, где он будет находиться в Судный день, он ответил: «Я буду в трёх местах: у моста Сират, когда люди из моей общины будут проходить через него, – буду просить у Всевышнего сохранить каждого от Ада. Также в месте, где людям будут давать книги деяний, – буду просить вручить книги деяний в их правую руку. И у Весов деяний – буду просить у Аллаhа ﷻ сделать тяжёлой чашу благих деяний и сохранить от Огня человека, у которого чаша плохих деяний перевесит».
(«Танбих уль-Гафилин»)

2.Можно ли удалять нечистоты (наджасу) соком?

Нечистоты можно удалять как водой, так и любой чистой жидкостью, например, соком, газированной водой и т. п. Но не очищают их такими жидкостями, как молоко, подсолнечное масло.
(«Хашияту ат-Тахтави»)

3.Мне сложно выучить молитву «Кунут». Можно ли совершить витру-намаз без неё?

Чтение молитвы «Кунут» является ваджибом в витр-намазе. Есть некоторые молитвы (дуа), которые могут заменить её. Например, можно прочитать «Аллаhу ммагфир ли» (три раза) или «Раббана атина фи дунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кина азаба ннар».  Однако необходимо постараться выучить дуа «Кунут».
 («Хашияту ат-Тахтави»)

4. Если в гостях подали мясо, нужно ли уточнять, халяль оно или нет?

Спрашивать об этом в подобных ситуациях неэтично, однако следует задуматься об этом и решить для себя до того, как пойти в гости. Если пришли в гости к верующему богобоязненному человеку и известно, что он избирателен в еде, то здесь и спрашивать не нужно, а если же хозяин не придерживается норм дозволенности пищи, то будет правильным воздержаться от употребления такого мяса. 

От Абу Абдуллаха ан-Нумана бин Башира رضي الله عنه известно, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаhа ﷻ является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, тем кусочком является сердце»  (аль-Бухари).

Хафиз Ибн Касир говорил: «Употребление в пищу дозволенного является причиной принятия мольбы и поклонения так же, как употребление запретного является препятствием принятия мольбы и поклонения» («Тафсир Ибн Касир»).

5.Можно ли совершать намаз в шортах, закрывающих колени?

Во время совершения намаза и при людях мужчины обязаны прикрывать своё тело от пупка до колен включительно (аврат). Следовательно, если это место прикрыто одеждой, то намаз считается действительным. Однако следует обратить внимание на то, что при наклонах в намазе и смене движений может обнажиться больший участок тела, и тогда намаз может нарушиться. Поэтому, готовясь к молитве, лучше надеть брюки и длинную рубашку, которая прикрывает область аврата включая колени. Также соблюдением этики (адаб) является надевать на молитву красивую одежду с длинными рукавами, полностью закрывающую тело. Ведь, идя на встречу с правителем, никто не допустит предстать перед ним в неподобающем виде, например, в шортах. А в намазе мы становимся перед Правителем и Владыкой всех правителей и миров, поэтому здесь требуется лучшая подготовка.

6.Разъясните, пожалуйста, правила ношения бороды.

Сбривать полностью бороду является нежелательным, близким к запретному (карахату-тахрим). Допускается отпустить её на длину не более кулака, следует ухаживать за ней, содержать в опрятном виде и чистоте, расчёсывать. Стоит помнить также, что носитель бороды, соблюдающий сунну Пророка r касательно внешности, в случае неподобающего поведения и совершения неблаговидных поступков формирует негативное мнение о мусульманине и Исламе в целом. Конечно же, соблюдение принятых в обществе правил поведения требуется не только от человека с бородой, но и от всех остальных мусульман, у носителя же бороды – больше ответственности.

7.Действителен ли намаз того, кто суры или молитвы читает с листа или по книге, так как ещё не выучил?

По мнению имама Абу Ханифы, если человек во время намаза читает аяты по Корану или же написанным текстам, висящим на стене, не зная их наизусть, это нарушает намаз. И разницы нет, много прочитал или мало, является он имамом или молящимся в одиночку, не знающим вообще ничего наизусть или же знающим что-либо. Намаз – это поклонение, а чтение того, чего не знаешь наизусть, будет подобно обучению.

Исключением является человек, который знает наизусть то, что читает по Корану или написанным текстам, так как в этом случае он опирается на то, что выучил, – он не будет считаться тем, кто обучается во время намаза.

Ученики же имама Абу Ханифы – Абу Юсуф и Мухаммад – считали, что это не нарушает намаз, но является нежелательным (макрух). Исходя из вышесказанного, будет правильным выучить наизусть хотя бы минимум из того, что обязательно (фард) читать в намазе. То есть это три маленьких аята или один длинный. Например, тот, кто выучил три аята суры «Аль-Фатиха» и вступительный такбир, уже может совершать намаз, поскольку чтение остального является либо ваджибом, либо сунной. И это не так сложно и не займёт много времени. А при чтении «Ат-Тахийят» можно будет молча выжидать время, за которое его возможно прочитать. То есть уже можно совершать намаз. Но надо постараться выучить хотя бы то, что является ваджибом в намазе, и стараться совершать намаз полноценно.
(«Радд уль-Мухтар»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62