23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Линия - доверия

Ребёнок деградирует

Мой ребёнок деградирует. Ей почти три, и она вполне сносно говорит.

Отдала её в садик, надеялась, что в коллективе сверстников начнёт развиваться быстрее – социализация и т. д. А вышло всё наоборот. В группе, за исключением трёх, абсолютное большинство детей (все одногодки) не разговаривают и объясняются звуками и жестами. И моя начала этот пройденный ею этап вновь копировать. Вечером после садика она уже не говорит. Обычное для неё «дай!» теперь – мычание и тыканье рукой. И всё далее в таком же духе. Я в растерянности, что мне делать?  

Милана, г. Москва

Ответ психолога:

Для начала вам не стоит так драматизировать ситуацию. Ни о какой деградации речь не идёт. Это обычное психологическое явление, которое проявляется в подобных ситуациях. Дети в садике вынуждены взаимодействовать, поэтому они как-то должны организовать между собой общение. И тут, понятное дело, детям, которые ещё не научились хорошо говорить, намного труднее взять и вдруг заговорить с другими. Это другим, говорящим, детям легче перейти на их язык и понимать друг друга.

Со временем другие дети подтянутся и будут развивать речь вместе со всеми. Естественно, важным тут является то, что в группе нет детей с проблемами со здоровьем, такими как задержка психического или умственного развития. Я так понимаю, это обычный садик, не коррекционный.

Что же касается речевого развития, то это часто бывает очень индивидуально, генетически в том числе обусловлено и не является патологией, если только не выраженные аутичные признаки и признаки мутизма. Нередко дети начинают овладевать речью ближе к трём годам, а бывает, и до четырёх. Но поскольку ваша дочь дома говорила, то вам беспокоиться не о чем. 

Но есть и ещё один важный момент. Иногда дети начинают так себя вести вследствие действия защитного механизма по типу «регресс». Это такой бросок в развитии назад, когда дети замечают, что к тем, кто младше них, относятся более лояльно и доброжелательно. Они как будто приходят к мнению, что выгодно быть маленькими, что маленьким всё достаётся, что взрослеть невыгодно. Выходом будет то, что вы будете время от времени подчёркивать, какие они большие и что теперь им можно то, чего нельзя малышам, что для них доступны новые бонусы. Меньше ругайте дочь, а чаще хвалите за её маленькие успехи. Тогда действие защитного механизма начнёт заметно снижаться.

Ответ богослова:

Правильное воспитание и забота о детях – это прямая обязанность родителей или опекунов. 

Когда ребёнок начинает осознавать происходящее, его необходимо оберегать от всего, что может вызвать в нём гнев, агрессию, что может его сильно напугать. Когда у ребёнка проявляются первые признаки стыда и осторожность, родителям также следует воспользоваться этим. Ребёнка уже с малого возраста необходимо научить приступать к принятию еды с произнесением имени Господа («Бисмилля»), есть только правой рукой, брать лишь из своей тарелки, не начинать есть раньше сидящих рядом, не есть быстро и хорошо прожёвывать пищу. Следует не разрешать ему пачкать руки и одежду едой и приучать его к неприхотливости в еде. Также важно довести до ребёнка, что жадность к еде – это недостойное и позорное качество, присущее животным. Хвалить и поощрять благое, уважительное отношение к сверстникам, воспитывать сострадание к детям, которые младше, к домашним животным и т. д.

Что касается вашего вопроса, думаю, это не проблема, главное – не оставлять воспитание ребёнка на воспитателей в детсаду, а самим обучать его всему благому. Отсутствие активного общения в садике компенсируйте дома своим вниманием и общением.

Главное, помните, что Пророк r сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребёнку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (ат-Тирмизи).

Фамилии и имена  героев изменены

Свои истории и вопросы присылайте на нашу почту assalamweb@gmail.com  или на WhatsApp по номеру +7 928 530-59-70  с пометкой «Линия доверия».

На вопросы ответили психолог Алиасхаб Мурзаев  и богослов Адиль Ибрагимов