01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Линия - доверия

Как найти компромисс с совестью и начальником?

Работаю SMM-специалистом в крупной торговой сети.

 

Каждый день рассказываю клиентам в соцсетях о новых поступлениях товара. Начальник требует красочно презентовать. Есть, конечно, и хорошие продукты, но бывают и такие изделия, какие я бы сам никогда не купил. А мне приходится их нахваливать и если не врать, то как минимум сильно преувеличивать их полезность и нужность клиенту. Как найти компромисс с совестью и начальником? 

Арсен, г. Нижний Новгород

Ответ богослова:

Как ни печально, в торговых взаимоотношениях люди допускают множество грехов, несправедливости. Остановимся на том, о чём автор говорит в своём вопросе. А это обман, который проявляется как в сокрытии недостатков, так и в чрезмерном расхваливании товара. 

По этому поводу приведём хадис. В нём рассказывается, как Пророк протянул руку за хлебом, собираясь купить его. Хлеб оказался сырым снизу. Тогда он спросил об этом у продавца, и тот ответил, что хлеб промок из-за дождя. Посланник Всевышнего поинтересовался: «Почему же тогда не кладёшь хлеб промокшей стороной кверху?» И добавил: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим).

Необходимо быть честным и искренним, что должно находить своё выражение в указании на недостатки товара.

Следовательно, если у товара есть какие-либо недостатки, об этом необходимо рассказать честно. И это ни в коем случае не уменьшит удел продавца, так как благополучие в этой жизни не зависит от сбыта товара, а напрямую зависит от милости Творца к нему. А милость и благосклонность Господа не бывают там, где есть несправедливость и бесчестие. 

То же самое можно сказать, когда чрезмерно расхваливают товар, приписывая не присущие ему качества. Так нельзя делать, поскольку это является ложью, обманом и несправедливостью, и солгавший рано или поздно будет опозорен. 

Ответ психолога:

В вашем сообщении несколько неверно поставлен вопрос. Вы пытаетесь найти компромисс, который всё равно оставит у вас кучу внутренних противоречий. С одной стороны, вы можете несколько неверно воспринимать саму ситуацию. Ведь один и тот же товар кто-то находит для себя хорошим, а кто-то – плохим. Вполне возможно, что то, что вы сами бы никогда не купили, другому очень подойдёт. Тут, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет.

Если вы будете в своих публикациях описывать сильные и слабые стороны того или иного товара и это будет отражать объективность (тут вам нужно будет сначала хорошо изучить сам рекламируемый товар), но будете это делать грамотно, красиво, то вы в меньшей мере будете испытывать чувство вины за то, что обманываете покупателей. Но, поскольку вы продаёте не собственный товар, вам нужно будет поначалу согласовывать это с руководством. Как известно, у рекламы есть только один главный критерий – её эффективность. Красота и красочность – это второстепенно. 

Вы можете попробовать убедить руководство в том, что таким образом сможете завоевать больше доверия у покупателей и поднять рейтинг. В конце концов, вы маркетолог, а не они. В качестве довода вы можете сообщить им о том, что их покупатели неглупые люди и смогут объективно оценить тот или иной товар. Вы профессионал, а не они. Они вас наняли продвигать свой товар. Можно легко написать неплохой текст к товару, в котором достойно отразятся его плюсы и минусы. 

Если же это не даст нужного результата и руководство будет настаивать на том, чтобы вы писали откровенную ложь, то зачем вообще вам работать с такими людьми? Хорошего вы от них точно ничего не возьмёте. Зачем вам этот внутриличностный конфликт и игры с собственной совестью? Благо, специалисты вашего профиля сейчас востребованы. Тут главное – развивать свой профессионализм, а не пытаться заработать любым доступным способом. Рано или поздно вы сможете либо в этом месте всё сделать грамотно, либо в другом.