18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.01.2022 (по Шафии)

1. Может ли собственник заключить договоры с двумя риелторскими компаниями одновременно?

Собственник вправе заключить договор как с одним, так и с несколькими агентствами, и в итоге тому, кто первым продаст товар, дозволено брать оговорённую сумму.

Примечание:
Отметим, что при агентских договорах все суммы должны быть фиксированными.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)

2.Запрещено ли мужчинам носить брюки ниже щиколоток?

В книге «Тухфат аль-Мухтадж» говорится, что предпочтительным является ношение одежды (брюк), не опускающейся ниже щиколоток. Удлинять брюки из кичливости, спеси запрещено, но если в этом нет проявления высокомерия, то это просто нежелательно. Исключением может быть только необходимость, например, когда длинная одежда становится отличием учёных и человек одевается так, чтобы люди его узнали и задали интересующие их вопросы.

 Имам ан-Навави в своей книге «Шарх Сахиху Муслим» пишет: «Удлинять одежду ниже щиколоток является недопустимым, и если это делается из высокомерия, то это недозволено ввиду запретности, а если же без высокомерия, то недопустимо как нежелательное явление (караха-танзих). Что касается хадисов с общим смыслом о том, что “одежда ниже щиколоток – в Аду”, то имеется в виду ношение одежды из гордости и высокомерия.

Это хадисы с общим смыслом, относить которые необходимо к хадисам с определённым содержанием, в которых говорится, что Ада заслуживает человек, который удлиняет брюки из-за высокомерия. Аль-Кади приводит слова учёных: “В целом является нежелательным всё, что переходит границы необходимости и установленных традиций относительно длины и ширины одежды”». 

«Ношение одежды бывает трёх видов. Обязательное – когда одеяние носят, чтобы прикрыть аврат (запретные части тела), и для защиты от холода и жары. Желательное – это ношение красивой одежды, чтобы хорошо и опрятно выглядеть и показать блага, дарованные Всевышним. И запретное – это ношение дорогой красивой одежды с проявлением при этом гордыни и высокомерия».
(«Шарх Тухфат аль-Мулук»)

3.Обязаны ли заключённые в тюрьмах совершать пятничный намаз?

Если количество заключённых в тюрьме достигает сорока и более человек и они из тех, у кого засчитывается пятничная молитва, то есть являются совершеннолетними жителями этой местности и пребывают в черте этого города или населённого пункта, то они обязаны совершать пятничный (джума) намаз, согласно более аргументированному мнению. Следовательно, им необходимо определить имама для совершения пятничной молитвы и хутбы. 
Если количество заключённых не достигает сорока, то они совершают пятничный намаз, а после него им необходимо совершить и обеденный намаз.
(«Нихаят аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Бушра аль-Карим»)

4.Можно ли отдать взаймы имущество подопечного?

Сделать это можно лишь в случае крайней необходимости. Например, опасаясь за сохранность его имущества. 
В этом случае нужно соблюсти следующие условия: 
– заёмщик должен быть кредитоспособным, вызывающим доверие;
– его имущество должно быть дозволенным, не вызывающим сомнения;
– при займе и залоге обязательно присутствие свидетелей.
 («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

5.Можно ли совершить желательное жертвоприношение по случаю рождения ребёнка (акика) без разрешения родителей?

Не получается резать акика постороннему лицу без разрешения опекуна ребёнка, так как желательность сделать это адресована именно ему. Однако опекун не имеет права резать акика из имущества опекаемого, потому что это добровольное пожертвование.
Животное, предназначенное для акика, должно соответствовать тем же условиям и требованиям, что и жертвенное животное в праздник Курбан-байрам (удхийя).

 Время для намерения на жертвоприношение акика начинается с момента закалывания, т.е перед тем, как зарезать животное или с передачи животного уполномоченному зарезать его.
 («Хашият ат-Тармаси»)

6.Скажите, пожалуйста, действителен ли намаз человека, совершённый в одежде из кожи свиньи, собаки и того, что произошло от них 
в результате скрещивания, будь то дикое или домашнее животное, если он не знает о происхождении кожи, из которой она сделана? И что делать, если одежда уже куплена?

 Намаз, совершённый в одежде из кожи собаки, свиньи и их помеси, будь она цельной или частично из неё, недействителен в том случае, если молящийся знает об этом. Такое же решение относительно молитвенного коврика.

Если же он сомневается в происхождении этой кожи, то в данной одежде или на месте, где есть подобное, намаз совершать можно. 
Что касается использования такой одежды после того, как стало известно о происхождении кожи, носить или использовать её можно, например, опасаясь пострадать от холода, если нет иной одежды, или можно постелить её на пол. Однако следует учесть, что соприкосновение влажной поверхности с кожей собаки или свиньи делает эту поверхность нечистой. Следует помнить, что умышленно загрязнять тело нечистотами является запретным. Поэтому, допускается их использование в сухом виде, за исключением крайне необходимости. Если произошло соприкосновение с кожей свиньи и собаки в влажном виде, то необходимо очищаться от неё семикратным промыванием водой, одно из которых – промывание водой, смешанной с землёй.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Матну Аби Шуджа»)

7.Можно ли инвестировать в облигации?

Нет, нельзя, потому что в нынешних реалиях нет условий для дозволенности сделки. Облигация – это долговое обязательство, кредит. Это бумага, подтверждающая, что компания или государство одолжили у инвестора деньги и обещают вернуть их с процентами в определённый срок.
Исходя из предполагаемого дохода инвесторов, облигации подразделяются на купонные и дисконтные – с фиксированной процентной ставкой.

Запретны как процентные (купонные) облигации, по которым вы получите проценты от номинальной стоимости, так и дисконтные облигации, которые при покупке стоят ниже номинальной стоимости, но погашаются по ней. Например, вы купили облигацию со скидкой за 800 рублей, а когда срок её действия закончился, получили за неё 1000 рублей – всю номинальную стоимость.

А всякий долг, который приносит пользу кредитору, – это ростовщичество, один из больших грехов.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).