13 августа
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Забота о больных

Вера в Единого Господа призывает нас заботиться обо всех людях, в особенности о больных.

Человек, которого постигла болезнь, терпящий боль и борющийся с ней, думает о том, принесёт ли ему новый день весть, которая обрадует его, смилуется ли над ним Всевышний и вернёт ли Он ему потерянное здоровье.

Такой человек может остаться одиноким в этом мире, где каждый занят своими делами и проблемами. Может случиться так, что его никто не будет посещать и мало кто вспомнит о нём. Хуже всего, когда никто не обращает внимания на его проблемы со здоровьем. Его могут просто забыть, как забывают о каком-то предмете.

Исламское религиозное право (шариат) рассматривает любого больного как человека, который попал в критическое положение. Следовательно, должен быть тот, кто заботится о нём, протягивает ему руку помощи, поднимает ему настроение, успокаивает его, избавляет от физической боли и поднимает его моральный дух.

Поэтому больному человеку, если он не в состоянии соблюсти обязательный пост в месяц Рамадан, разрешается прервать обязательный пост или вовсе не соблюдать, пока не выздоровеет. И в последующем, когда он будет пребывать в здравии, ему вменяется в обязанность возместить посты.

 Если по состоянию здоровья он не может совершать хадж (паломничество в Мекку), он может вместо себя отправить другого человека. 
Больной, который не может совершать намаз в обычной форме, имеет право молиться в удобном для себя положении – сидя, лёжа – и даже выполнять некоторые действия глазами! 

Больной, которому вода может причинить вред при омовении, может отказаться от применения воды и совершать таяммум (один из видов ритуального очищения, который осуществляется путём протирания лица и рук земляной пылью).

Шариат не ограничился освобождением больного от некоторых обязанностей и актов поклонения или их облегчением, вдобавок ко всему этому вера в Господа настойчиво побуждает нас быть рядом с больным и максимально поднимать его моральный дух. Поэтому Посланник Аллаhа ﷺ считал посещение больных и их врачевание дома или в больнице обязанностью уверовавших.

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Пять действий входят в число обязанностей верующих по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, принимать приглашение и желать блага чихнувшему» (аль-Бухари, Муслим).
Посланник Господа ﷺ также сообщил нам, что тот, кто посещает больного, получит свою долю в Раю. 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «К тому, кто навещает больного ради довольства Всевышнего, обращается глашатай (из числа ангелов), который говорит: «Да будешь ты доволен, да вознаградит тебя Аллаh ﷻ и очистит тебя, и да будет благословенным твой путь и да обретёшь ты обитель в Раю»» (Ибн Маджах, ат-Тирмизи).

Посланник Аллаhа ﷺ повелел говорить рядом с больным только о хорошем, поднимать ему настроение и моральный дух, обнадёживать его и вызывать у него стремление к выздоровлению и вообще к жизни. 

Пророк ﷺ, утешая больного человека, рассказывал ему, что болезнь является искуплением его грехов и спасёт его от наказания в будущей жизни, если он будет стойко переносить это испытание и проявит терпение.

«Что бы ни постигло верующего, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллаh ﷻ непременно простит ему за это какой-нибудь из его грехов» (аль-Бухари, Муслим).

Нурмухаммад Изудинов