24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Незадолго до рождения Пророка Господа ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Во время этих событий (нападения Абрахи и гибели его войска) курайшиты разбежались по ущельям и укрылись на вершинах гор, спасая свои жизни от бесчинств воинов, а когда с эфиопами случилось то, что случилось, они спокойно вернулись к себе домой.

Всё это произошло за пятьдесят или пятьдесят пять дней до рождения Пророка ﷺ (571 год по Григорианскому календарю).
Известия об этом событии достигли всех уголков тогдашнего цивилизованного мира. Эфиопия поддерживала тесные связи с Римом, а в Иране внимательно следили за тем, что происходило между римлянами и их союзниками, поэтому уже вскоре после этого персы появились в Йемене. Эти два государства представляли цивилизованный мир, а события, связанные с нашествием эфиопов на Мекку, привлекли к себе взоры этого мира и продемонстрировали значение дома Господа (Каабы). 

У Абд аль-Мутталиба было десять сыновей: аль-Харис, аз-Зубайр, Абу Талиб, Абдуллах, Хамза, Абу Ляхаб, аль-Гидак, аль-Маквам, Сафар и аль-Аббас. Кроме того, Абд аль-Мутталиб имел шесть дочерей, которых звали Умм аль-Хаким (аль-Байда), Барра, Атика, Сафия, Арва и Умайма.
Отца Посланника Господа ﷺ звали Абдуллах. Его матерью была Фатима бинт Амр. Абдуллах был самым красивым и самым скромным из сыновей Абд аль-Мутталиба и являлся любимцем отца. Когда у Абд аль-Мутталиба родились десять сыновей и он увидел, что они уже могут защитить его, он рассказал им о своём обете Господу, и они подчинились.

Исполнение обета, данного Господу

Он написал их имена на стрелах и отдал их хранителю идола Хубала, который вытащил стрелу с именем Абдуллаха, после чего Абд аль-Мутталиб взял нож и повёл своего сына к Каабе, чтобы принести его в жертву. Однако курайшиты и особенно братья его матери из рода Бану Махзум, а также его брат Абу Талиб не дали ему сделать этого. Абд аль-Мутталиб спросил: «Но что же мне делать с моим обетом?» На это они посоветовали ему обратиться к прорицательнице, и он пришёл к ней за советом. Она велела ему бросить жребий, написав на одной стреле имя Абдуллах, а на другой – слова «десять верблюдов», и если выпадет «Абдуллах», то добавлять по десять верблюдов до тех пор, пока не будет угодно Господу и не выпадет стрела с надписью, указывающей на определённое количество верблюдов, которых надо будет принести в жертву. После этого он вернулся и кинул жребий, поставив против «Абдуллаха» «десять верблюдов», и жребий пал на «Абдуллаха». И он продолжал бросать стрелы, каждый раз добавляя по десять верблюдов, что продолжалось до тех пор, пока он не дошёл до сотни, вытянув стрелу с надписью «сто верблюдов», которых и принесли в жертву вместо Абдуллаха.

Абд аль-Мутталиб предоставил возможность брать мясо всем, не мешая никому: ни людям, ни диким зверям.

Абд аль-Мутталиб выбрал в жёны своему сыну Абдуллаху Амину бинт Вахб бин Абд Манаф бин Зухра бин Киляб, которая в то время считалась лучшей из женщин племени курайш по своему происхождению и положению. Её отец являлся главой рода Бану Зухра и пользовался большим уважением. Абдуллах женился на ней в Мекке, а вскоре после этого Абд аль-Мутталиб отправил его в Медину для закупки фиников, где он по дороге умер. По другим сообщениям, Абдуллах поехал по торговым делам в Шам (ныне территория таких государств, как Кипр, Ливан, Сирия, земли Палестины, Иордания, Израиль, часть южной Турции), присоединившись к торговому каравану курайшитов. В пути он заболел, а когда добрался до Медины, умер и был похоронен в доме ан-Набиги аль-Джуди. Ему было всего двадцать пять лет, и скончался он ещё до появления на свет Посланника Аллаhа ﷺ. 

После его смерти осталось только пять верблюдов, немного овец и рабыня-эфиопка по имени Барака (Умм Айман), которая впоследствии воспитывала Пророка ﷺ.

Рождение Посланника Господа ﷺ

Лучший из творений Всевышнего родился в Мекке утром в понедельник, двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль, в год Слона. 
Ибн Саад сообщает, что мать Амина рассказала: «Когда я родила его, из моего чрева вышел свет, озаривший собой дворцы Шама». 
Сообщается, что рождению Пророка ﷺ предшествовал целый ряд предзнаменований будущего пророчества. Так, например, во дворце Хосроя, царя Парфии (в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря, заселённая ираноязычными племенами), обрушилось четырнадцать террас, погас огонь, которому поклонялись огнепоклонники. 

Когда мать родила его, она сразу же отправила посланца к его деду Абд аль-Мутталибу сообщить радостную весть о появлении внука. Обрадованный Абд аль-Мутталиб пришёл, взял его на руки и принёс к Каабе, где обратился ко Всевышнему с мольбами и словами благодарности. После чего избрал для новорождённого имя Мухаммад (Хвалимый), не имевшее широкого распространения в их среде. 

Кормилицы Пророка ﷺ и его молочные братья и сёстры

После его матери первой женщиной, которая кормила его своим молоком, стала вольноотпущенная рабыня Абу Ляхаба по имени Сувайба, одновременно с ним кормившая своего сына по имени Масрух. До него она также кормила Хамзу бин Абд аль-Мутталиба.

Среди оседлых арабов было принято подбирать для своих детей кормилиц из бедуинов. Это делалось с целью удаления их от очагов болезней, которые были распространены среди оседлого населения, а также для укрепления их здоровья, нервной системы и для того, чтобы они с детства научились чистому арабскому языку. Абд аль-Мутталиб стал искать для Мухаммада кормилицу и в конце концов нашёл женщину из племени Бану Саад бин Бакр по имени Халима бинт Абу Зувайб. Её мужа, принадлежавшего к тому же племени, звали аль-Харис бин Абд аль-Узза, но известен он был по прозвищу Абу Кабша. 

Так у Посланника Аллаhа ﷺ появилось несколько молочных братьев и сестёр, которых звали Абдуллах бин аль-Харис, Аниса бинт аль-Харис, Хузафа (или Джузама) бинт аль-Харис, более известная по своему прозвищу аш-Шайма и присматривавшая за Мухаммадом, а также Абу Суфьян бин аль-Харис бин Абд аль-Мутталиб, двоюродный брат Пророка ﷺ. До этого Халима также кормила его дядю Хамзу бин Абд аль-Мутталиба. Таким образом, Хамза являлся молочным братом Пророка ﷺ по двум линиям: со стороны Сувайбы и со стороны Халимы.

Удивительные события, свидетелем которых стала Халима

Халима увидела удивительные свидетельства того, что Мухаммад был благословенным ребёнком. Предоставим ей самой возможность рассказать об этом подробнее. Ибн Исхак сообщает, что Халима рассказывала о том, что в своё время она вместе со своим мужем и сыном-младенцем, которого она кормила грудью, в числе других женщин выехала из своего селения в поисках детей, которые нуждались в кормилицах. «Это было в голодный год, когда у нас ничего не осталось из пропитания. Я сидела на своей светлой ослице, и с нами была также наша старая верблюдица, которая не давала ни капли молока. Я ехала на своей ослице, не сходя с неё, другим же приходилось тяжело, так как они были слабы и страдали от голода. В конце концов мы добрались до Мекки и стали искать детей, которых нужно было взять на кормление. Все женщины отказывались взять на кормление Мухаммада по причине того, что он был сиротой. 

Через некоторое время все приехавшие со мной женщины нашли себе детей, а мне так и не удалось никого найти. Когда мы уже были готовы двинуться в обратный путь, я сказала своему мужу: “Клянусь Аллаhом ﷻ, не хочу я возвращаться без ребёнка и хочу взять этого сироту”. На что Хариса сказал: “Думаю, в этом нет ничего дурного. Если ты сделаешь это, быть может, Господь пошлёт нам Своё благословение благодаря ему”». 

Адиль Ибрагимов