01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.01.2022 (по Шафии)

1.Можно ли совершить намаз, ограничившись таяммумом (ритуальным очищением с использованием сухой земли) из-за холода, и нужно ли потом возмещать молитву?

Из-за холода человек имеет право прибегнуть к таяммуму только в следующих случаях:
1. Если у него нет возможности согреть воду или разогреть органы, обязательные для омовения. Если же есть возможность согреть воду, то он должен это сделать, даже если из-за этого он рискует пропустить время обязательного намаза.
2. Если использование холодной воды чревато последствиями: может спровоцировать опасное заболевание, вызвать частичную потерю зрения, слуха и т. д., затянуть заживание уже имеющейся раны, кожного заболевания, усугубить течение недуга или разбередить рану, вызвать почернение кожи лица или рук и т. д. 
Совершённый таким образом намаз нужно в обязательном порядке возместить.
Незначительный риск для здоровья, например головная боль и т. д., не рассматривается как уважительная причина для перехода на таяммум. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
 

2.Портится ли малое или полное омовение, если после обязательного купания выйдет сперма? Есть ли разница в этом между мужчиной и женщиной?

Какое бы малое количество спермы ни вышло, будь то из-за поллюции, воображения, возбуждения, будь это у мужчины или женщины, совершение ритуального купания для них становится обязательным.
Женщина, у которой после полного купания вышла сперма, также обязана заново искупаться. Однако она должна совершить купание в том случае, если у неё во время супружеской близости был оргазм.

Примечание:
Тому, у кого было семяизвержение из-за поллюции или других причин, будет правильно ещё до купания справить малую нужду и прочистить мочевой канал.

Если после купания при справлении малой нужды вместе с мочой выйдет даже небольшое количество спермы, то человек обязан заново совершить купание. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб»)

3.Нарушается ли намаз, если, будучи в молитве, совершить какое-либо действие или издать в шутку звук?

Намаз будет нарушен (будь это обязательный или желательный), если человек, находясь в молитве, намеренно, в шутку издаст какой-либо звук или совершит какое-либо действие (даже одно), будь то шевеление пальцем, моргание глазом и т. д. 
(«Нихая аль-Мухтадж»)

4.Считается ли сделка дозволенной, если стоимость розничной торговли телефона – 20 тыс. руб., а при покупке в рассрочку обходится в 25 тыс. рублей без пени и процентов в случае отсрочки платежа?

Учёный шафиитского мазхаба ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее: «Когда опекун продаёт имущество своего подопечного с рассрочкой оплаты, необходимо, чтобы его цена, соответствуя времени отсрочки, была выше, чем наличная оплата».
Эти слова указывают на дозволенность надбавки цены, когда товар продают в рассрочку.

Но если собственник товара выдвинет условие, что в случае задержки оплаты цена товара увеличится или же по наступлении времени оплаты покупатель предложит продлить срок за дополнительную плату, поскольку не смог рассчитаться за товар в указанный срок, то сделка будет недозволенной, и это будет считаться одним из видов большого греха – ростовщичества (риба).

Ибн Хаджар аль-Хайтами также пишет: «Ростовщичеством невежественной эпохи считалось то, что, когда наступал срок выплаты долга, кредитор требовал от заёмщика выплатить всю сумму или внести надбавку. И если тот не погашал кредит, торговец увеличивал сумму долга и продлевал срок его выплаты».

Заключение:
Дозволено продавать товар в рассрочку с надбавкой в цене, но с условием, что в дальнейшем эта цена не должна будет меняться. Оставшаяся сумма оплаты товара является задолженностью, и требование выплатить больше оговорённой суммы означает требование надбавки к кредиту, что является запретным действием.

5.Как правильно совершить обязательный намаз, находясь в полёте на самолёте?

 Если, находясь в полёте, человек предполагает, что до наступления времени следующего намаза он успеет совершить своевременный обязательный намаз, повернувшись в сторону киблы (Каабы), то он должен отложить его на это время и совершить молитву с соблюдением всех обязательных условий. Если же он предполагает, что не успеет, то он сразу после наступления времени намаза должен приступить к его совершению.

Если человек совершил намаз в полёте не в сторону киблы, а по прилёте оказалось, что время следующего намаза ещё не наступило и есть возможность совершить его, повернувшись в сторону киблы, то он обязан совершить молитву заново. Если же (после совершения намаза) обстоятельства, не дающие возможности совершить намаз в сторону киблы, не меняются до времени следующего намаза, то его необходимо возместить, но не срочно, однако желательно как можно скорее. 

Если при нахождении в транспорте нет возможности совершить обязательный намаз стоя, например из-за головокружения или правила перевозки пассажиров не позволяют совершить намаз как положено, то человек должен совершить его сидя, и он не обязан возмещать этот намаз, если он совершил его, повернувшись, как положено, в сторону киблы.

Совершая намаз сидя, он в поясном поклоне будет наклоняться вперёд как можно ближе к земле, а в земном поклоне – чуть ниже, чем в поясном. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).