25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

История о дедушке Пророка ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Род Пророка ﷺизвестен как род хашимитов, а получил он такое название по имени его прадеда Хашима бин (сын) Абд Манафа.

Поговорим немного о Хашиме и его потомках.

Хашим, один из сыновей Абд Манафа, взял на себя труд поить и кормить паломников после того, как сыновья Абд Манафа и Абд ад-Дара пришли к соглашению о разделении между ними почётных обязанностей. 

Хашим был богатым человеком и пользовался большим уважением. Он первым накормил паломников в Мекке саридом (мясной бульон с накрошенным хлебом). Его настоящим именем было Амр, а Хашимом люди начали его звать только после того, как он стал крошить хлеб (от глагола «хашама» – «ломать», «крошить»). Кроме того, он первым из курайшитов дважды в год снаряжал по два торговых каравана, отправлявшихся в путь зимой и летом.

Сообщается, что однажды он отправился по торговым делам в Шам (ныне территория таких государств, как Кипр, Ливан, Сирия, земли Палестины, Иордания, Израиль, часть южной Турции), а когда прибыл в Ясриб (доисламское название Медины), женился на Сальме бинт Амр из племени бану Ади бин ан-Наджар. Он прожил с ней некоторое время, после чего уехал обратно в Шам, а она осталась с родными, будучи беременной Абд аль-Мутталибом. Хашим умер в Газе на территории Палестины, а его жена Сальма родила Абд аль-Мутталиба, которому дала имя Шайба («шайба» – «седой волосок»), так как на голове его были седые волосы. Она стала воспитывать его в доме своего отца в Ясрибе, и никто из его родственников, живших в Мекке, ничего о нём не знал. Всего же у Хашима было четыре сына: Асад, Абу Сайфи, Надля и Абд аль-Мутталиб, а также пять дочерей: аш-Шифа, Халида, Заифа, Рукайя и Джанна.

После смерти Хашима обязанность поить и кормить паломников перешла к его брату аль-Мутталибу бин Абд Манафу, который отличался благородством, пользовался авторитетом среди соплеменников и был настолько щедр, что курайшиты прозвали его Файяз («льющийся через край»). Когда Шайба, он же Абд аль-Мутталиб, подрос, аль-Мутталиб узнал о нём и поехал за ним в Медину. Увидев мальчика, аль-Мутталиб заплакал, обнял его и хотел забрать с собой, однако тот отказался ехать с ним, желая получить разрешение матери.

Аль-Мутталиб попросил её отправить мальчика вместе с ним, но она отказала ему. Тогда он сказал: «Ведь он едет только для того, чтобы получить наследство его отца и жить в святилище Аллаhа ﷻ». Узнав это, она дала ему своё разрешение. Аль-Мутталиб посадил его на верблюда позади себя и привёз в Мекку. Люди стали говорить: «Это – раб (Абд) аль-Мутталиба». Он же отвечал им: «Горе вам, это – сын моего брата Хашима!» И мальчик жил у него, пока не вырос.

В одну из поездок в Йемен аль-Мутталиб заболел и умер в местности под названием Радман, и Абд аль-Мутталиб занял его место и стал делать для своих соплеменников то же, что делали для них его предки. Люди очень полюбили Абд аль-Мутталиба и оказывали ему такой почёт, которым никто из предков не пользовался, и он имел среди них большое влияние.

Препирательство за право кормить и поить паломников 

После смерти аль-Мутталиба Навфаль решил сам исполнять его обязанности, лишив Абд аль-Мутталиба этого права. Он обратился к курайшитам с просьбой оказать ему помощь против его дяди, но они заявили: «Мы не будем вмешиваться в ваши дела!» Тогда Абд аль-Мутталиб написал письмо братьям своей матери из племени Бану ан-Наджар с просьбой оказать ему помощь, и его дядя Абу Саад бин Ади явился в Мекку во главе восьмидесяти всадников, они остановились в ущелье аль-Абтах. Абд аль-Мутталиб встретил его и предложил: «Пожалуй ко мне домой, о дядя!» Но тот ответил: «Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, я не сделаю этого, пока не встречусь с Навфалем!» Затем он отыскал Навфаля, который сидел в аль-Хиджре (огороженное невысокой полукруглой стеной открытое пространство, примыкающее к Каабе и являющееся её частью) вместе со старейшинами курайшитов.

Абу Саад выхватил из ножен меч и сказал: «Клянусь Господом Каабы, если ты не вернёшь сыну моей сестры то, что ты у него отобрал, я непременно зарублю тебя этим мечом!» Навфаль сразу же сказал: «Я уже вернул ему это!» А Абу Саад призвал старейшин засвидетельствовать сказанное им, после чего поселился у Абд аль-Мутталиба, прожил в его доме три дня, а потом совершил малое паломничество (умру) и вернулся в Медину. Позднее Навфаль заключил с родом Бану Абду Шамс бин Абду Манаф союз против хашимитов. Когда люди из племени Хузаа увидели, что люди Бану ан-Наджар поддерживают Абд аль-Мутталиба, они заявили: «Он является нашим сыном в такой же степени, как и вашим, и мы имеем больше оснований поддерживать его». А говорили они так по той причине, что мать Абд Манафа была родом из их племени. После этого они заключили с хашимитами союз против Бану Абд Шамс и Навфаля. 

Важнейшими событиями жизни Абд аль-Мутталиба стали расчистка источника Зам-зам и нашествие на Мекку с участием слона.

Событие, связанное с раскопкой Зам-зама

Первым было то, что однажды во сне он получил веление расчистить источник Зам-зам, и ему было указано место, где он находится. Абд аль-Мутталиб стал копать там и обнаружил вещи, которые были спрятаны джурхумитами (членами племени, названного так по имени Мудада бин Амр аль-Джурхума, деда со стороны матери сыновей пророка Исмаиля u, сына Ибрахима u), когда были вынуждены покинуть Мекку, а именно – мечи, доспехи и две газели из золота. После этого мечи и газели были переплавлены и из них сделали врата Каабы, и паломников стали поить водой из прекрасного источника Зам-зам.

Когда из Зам-зама снова забила вода, курайшиты затеяли тяжбу с Абд аль-Мутталибом, предложив ему разрешить и им поить паломников, но он отказал им, заявив: «Я не сделаю этого, ибо для этого был избран я!» Однако они не оставляли Абд аль-Мутталиба в покое, и он дал обет, что, если Господь дарует ему десять сыновей, которые доживут до таких лет, что окажутся способными защищать его, он принесёт Ему одного из них в жертву у ворот Каабы.

Нападение на Каабу войска Абрахи

Суть второго события вкратце сводится к тому, что, когда наместник эфиопского императора (негуса) в Йемене Абраха ас-Саббах увидел, что арабы совершают паломничество к Каабе, он построил в Сане (ныне столица Йемена) большую церковь, желая, чтобы отныне паломничество совершалось к ней. 

Об этом услышал человек из племени кинана (арабское племя, проживающее в Мекке), который проник в неё ночью и вымазал её переднюю стену нечистотами. Узнав об этом, Абраха разгневался и повёл на Каабу шестидесятитысячную армию с целью разрушения мекканского храма. Он выбрал для себя самого большого слона, а всего их в его войске было девять или тринадцать. Он не останавливался до тех пор, пока не достиг места под названием аль-Магмас, где расставил своё войско, подготовил слонов и приготовился к вступлению в Мекку. Когда он дошёл до ущелья Мухассар, которое находится между местностью Муздалифа и Мина, слон опустился на колени и отказался двигаться дальше, и каждый раз, как они направляли слона к югу, северу или востоку, он поднимался и бежал бегом, но как только они направляли его к Каабе, он опускался на колени. 

В это время Всевышний Господь наслал на них стаи птиц, которые закидали их кусками обожжённой глины, превратив их в подобие изъеденной насекомыми соломы. Эти птицы были похожи на ласточек и воробьёв, и каждая из них несла с собой по три камешка величиной с горошину: один в клюве и по два в лапках. Когда такой камешек попадал в кого-нибудь из воинов, части его тела начинали распадаться, и человек погибал, но поражены были не все. Остальные бросились в бегство, давя друг друга, их телами были усеяны все дороги. 

Что же касается Абрахи, то Господь наслал на него болезнь, от которой кончики его пальцев стали отпадать, и до Саны он добрался в самом жалком виде, а вскоре на груди у него образовалась такая рана, что через неё можно было увидеть его сердце, и он умер.

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов