23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

С любовью к дороге

Интервью с водителем трамвая Людмилой Низамовой

«Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа». 
Максим Горький

Людмила Фёдоровна Низамова почти сорок лет является водителем трамвая. И пусть работа не совсем женская, но она справляется на ура! Именно её жизнерадостность и оптимизм помогают преодолевать трудности профессии. Она имеет грамоты I, II и III степени «За безаварийную работу». И является ветераном труда. Людмила Фёдоровна по-настоящему любит своё дело. Это было заметно по её заинтересованности, увлечённости и горящим глазам, когда она делилась с нами рассказами о своей работе.

– Кем вы хотели стать в детстве?
– Я хотела быть парикмахером, – смеётся Людмила Фёдоровна. – После школы училась на строителя. Когда появились дети, я ненадолго устроилась работать в детском саду. Раньше время было тяжёлое, и после того, как моих детей взяли в детсад, я уволилась. Ехала в трамвае и думала, куда же пойду работать. Вижу объявление: требуются ученики на скорняка и водителя трамвая. Куда же мне пойти? Скорняки – это надо было дома сидеть и шапки шить. Нет, думаю, и решила пойти на водителя. Пришла устраиваться, приняли и направили учиться. Отучилась шесть месяцев; через год работы подумывала уйти, тяжеловато было. Но вот 13 октября исполнилось уже 38 лет с тех пор, как я вышла работать на линию самостоятельно. Сейчас я водитель первого класса, работала водителем-наставником. Мои ученики, которых я здесь, можно сказать, вырастила, уже работают кто начальником маршрута, кто – его заместителем. Они тоже начинали с работы водителя.

– У вас был наставник?
– Обязательно. После прохождения курса ставят к наставнику, учишься шесть месяцев, потом 286 часов стажируешься с водителем. У нас раньше было три колонны, так как народу было много, около 100 человек только в нашем депо. И у каждого наставника около 30 человек. Я попала к Ханковой. Конечно, она меня всему научила от начала до конца. Всегда подталкивала: иди учись здесь, там. После двух лет работы без замечаний, без нарушений, без ДТП сдаются экзамены. Затем присваивается третий, второй, первый класс. Всё приходит с опытом и временем. Дорога учит нас.

– С какими трудностями вы столкнулись на этой работе?
– Сами знаете, времена раньше были тяжёлые. Необходимо было работать. График такой у нас: три дня работаем, один день выходной. В шесть часов утра по первому маршруту выезд. А по другому – даже в 5:15. Дочки, к счастью, у меня были спокойные, примерные. Благодаря их самостоятельности я могла спокойно уходить на работу.

– Много ли женщин-водителей?
– Ой, конечно, много. Почти 90% у нас женщин. Здесь нужна усидчивость. Почему ещё женщины здесь работают – мы заявки сами не делаем, выполняют всё слесари. К примеру, водители автобусов сами ремонтируют, что необходимо. И это для нас облегчает работу.

– Расскажите интересный случай на работе?
– Один раз еду, и спрашивают пассажиры: «Первую дверь откроете?» Я им: «А смотря как улыбаться мне будете». «Так мы же в масках», – посмеялись они. А я отвечаю: «Так вы глазами улыбайтесь». Ругаться нельзя, конечно. В жизни всякое бывает. Надо сглаживать углы. Лучше лишний раз улыбнись, моргни, и тогда будет легче и вам, и окружающим. Мне нравится моя работа. Новый день – это новые люди, знакомства, беседы. Каждый круг, который мы едем, не бывает похож на предыдущий.

Людмила Фёдоровна работает вместе со своими учениками уже много лет. В своей работе они смогли достичь немалых успехов.

Оксана Владиславовна Клименко, начальник участка эксплуатации трамвайного депо, вот как отозвалась о Людмиле Низамовой.
– Коллектив у нас очень дружный, сплочённый, позитивный. Это видно в том числе на примере Людмилы Фёдоровны. Она не только отличный водитель, но и сама по себе хороший человек. Мы стажировались у неё, на пассажирском вагоне катались вместе 284 часа. Она была нашим учителем, наставником. Это наша мать, так матерью и зовём её, – смеётся Оксана Владиславовна.

Желаю всем водителям, чтобы на линии не было никаких эксцессов, желаю ровного пути, исправной контактной сети. И, одно из главных, – взаимоуважения не только в вагоне, но и в жизни. Труд любого человека необходимо уважать.

«Выберите себе работу по душе – и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни», – сказал один древний философ. Именно так можно охарактеризовать работу Людмилы Фёдоровны. Желаем ей и всему коллективу здоровья и благодарим за столь ценный вклад в развитие трамвайных путей!
 

Айшат Расулова