27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Переселение Пророка ﷺ из Мекки в Медину

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

Пророк ﷺ продолжал путь, пока не достиг места, где были раскинуты две палатки Умму-Маабад аль-Хузаии, очень гостеприимной женщины. Сидя у своей палатки, она встречала проезжающих мимо, кормила и поила путников тем, что у неё имелось. 

На вопрос, есть ли у неё что нибудь поесть, она ответила: «Клянусь Аллаhом ﷻ, будь у меня хоть что-нибудь, я не заставляла бы вас просить, но овцы не доятся, а год был засушливым». 

Тут Посланник Господа ﷺ увидел овцу, находившуюся в тени палатки, и спросил: «А что это за овца, о Умму-Маабад?» Та ответила: «Она осталась здесь, потому что у неё не было сил идти с другими овцами». Пророк ﷺ поинтересовался: «Есть ли у неё молоко?» Женщина ответила: «Она слишком слаба для этого». – «А позволишь ли ты мне подоить её?» – задал вопрос Пророк ﷺ. Она ответила: «Конечно, если ты думаешь, что у неё есть молоко, то подои её». 

Тогда Любимец Всевышнего ﷺ погладил своей рукой её вымя и сказал: «Бисмилляхи» («С именем Аллаhа ﷻ»), – и воззвал к Нему с мольбой, после чего овца расставила ноги и из её вымени потекло много молока. Пророк ﷺ попросил женщину принести большой сосуд, надоил в него столько молока, что края его покрыла пена, досыта напоил хозяйку овцы и своих спутников, а потом напился сам. Потом он снова надоил полный сосуд, оставил его этой женщине, и они уехали.

Спустя немного времени вернулся муж Умму-Маабад, пригнавший до крайности истощённых овец. Увидев молоко, он очень удивился и спросил: «Откуда у тебя это? Ведь овцы не суягные, и ни одной дойной овцы дома нет!» 

Она рассказала обо всём, что увидела, и тогда её муж воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я думаю, что это тот самый курайшит, которого ищут его соплеменники! Опиши мне его, о Умм-Маабад!» И она описала ему прекрасную внешность и манеры Пророка ﷺ. Выслушав её, Абу Маабад решил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, это тот, о ком говорили, что в Мекке ниспослан последний Божий Посланник , после чего я захотел присоединиться к нему, и я обязательно сделаю это!»

По пути Пророк ﷺ встретил Абу Бурайду, который был вождём одного из племён и тоже отправился на их поиски в надежде получить большое вознаграждение, предложенное курайшитами. Однако, встретившись с Посланником Аллаhа ﷺ и поговорив с ним, он сразу же принял истинную веру, и его примеру последовали семьдесят его соплеменников. А потом он снял чалму и привязал её к своему копью – это символизировало, что явился ангел безопасности и спокойствия, чтобы наполнить этот мир справедливостью.

В пути Посланник Аллаhа ﷺ также встретил аз-Зубайра, находившегося в караване мусульман, которые возвращались из торговой поездки. Тот подарил Пророку ﷺ и Абу Бакру رضي الله عنه белые одежды.

Остановка в Куба

В понедельник восьмого числа месяца Раби уль-Авваль четырнадцатого года от начала пророчества (первый год хиджры) Посланник Аллаhа ﷺ сделал остановку в Куба (местность на окраине Медины).

Сообщается от Урвы бин аз-Зубайра: «Между тем жители Медины, узнавшие о том, что Пророк ﷺ покинул Мекку, стали каждое утро выходить на дорогу, где они ждали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться. Однажды, прождав долгое время, люди снова вернулись ни с чем, а когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей, забравшийся на одну из их сторожевых башен, увидел одетых в белые одежды Посланника Господа ﷺ и его спутников. И этот иудей не удержался и закричал во весь голос: «О арабы! Вот едет тот, которого вы дожидались!» И тут среди домов люди стали кричать: «Аллаhу Акбар!» («Аллаh Велик!»), – радуясь его приезду. Весь город вышел встречать Пророка ﷺ . Такого радостного дня жители Медины ещё не знали. В Куба Посланник Аллаhа ﷺ остановился у Кульсум бинт аль-Хадм, а по другим сведениям – у Саада бин Хайсамы. 

Что же касается Али бин Абу Талиба رضي الله عنه, то он оставался в Мекке ещё три дня, пока не отдал всё то, что люди вручили Посланнику Аллаhа ﷺ на хранение, а потом покинул Мекку пешком, добрался до Куба, где встретился с ними, и тоже остановился у Кульсум бинт аль-Хадм. Посланник Господа ﷺ провёл в Куба четыре дня (по другой версии – провёл более десяти дней) и в течение этих дней основал мечеть и помолился в ней. Это была первая после начала пророчества мечеть в Исламе, основана она была на благочестии. 

На пятый день, в пятницу, получив веление Всевышнего, Пророк ﷺ сел верхом на верблюда, посадил сзади Абу Бакра رضي الله عنه, и они двинулись в сторону Медины. Время пятничной молитвы застало его у домов людей из рода Бану Салим, и он совершил молитву вместе с другими людьми, их было сто человек.

Вступление в Медину

После пятничной молитвы Пророк ﷺ вступил в Ясриб, который с этого дня стали называть городом Мадина Посланника Аллаhа ﷺ, или сокращенно – Мединой. Этот день стал памятным в истории города. Дома и улицы Медины сотрясались от громких славословий Господу, а охваченные радостью дочери ансаров (жителей Медины) распевали такие стихи (смысл): «Нас озарила полная луна, появившаяся из-за склонов аль-Вадаа, и должны мы быть благодарными, пока останется хоть один взывающий к Аллаhу ﷻ. О тот, кто послан к нам, явился ты с велением, которому следует подчиниться!»

Хотя ансары и не обладали большими богатствами, каждый из них хотел, чтобы Пророк ﷺ поселился именно у него. Мимо какого бы из их дворов он ни проезжал, люди хватались за поводья его верблюдицы, предлагая ему всё необходимое и свою защиту, но он отвечал им: «Дайте ей пройти, ибо она получает веления свыше». И она везла его до того места, где ныне находится мечеть Пророка ﷺ. Там она опустилась на колени, однако

Посланник Господа ﷺ не сошёл вниз, пока она не поднялась снова, прошла немного вперёд, а потом развернулась, пошла обратно и опустилась на колени на том же месте, находившемся в квартале его родственников по матери из рода Бану ан-Наджжар. Пророк ﷺ спросил: «Какой из домов наших родственников находится ближе всего?» Абу Айюб аль-Ансари رضي الله عنه ответил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, это мой дом и моя дверь». Пророк ﷺ сказал: «Иди и приготовь нам место для отдыха». Абу Айюб رضي الله عنه поспешил к его седлу и внёс его в свой дом.

Через несколько дней к Пророку ﷺ приехала его жена Савда رضي الله عنها и его дочери Фатима رضي الله عنها и Умм-Кульсум رضي الله عنها, а также Усама бин Зайд رضي الله عنها и Умм Айман رضي الله عنها. Вместе с ним приехал и Абдуллах бин Абу Бакр رضي الله عنه с членами семьи, среди которых была и Аиша رضي الله عنها. Зайнаб رضي الله عنها осталась со своим мужем Абу аль-Асом в Мекке и смогла уехать только после битвы при Бадре.

Сообщается от Аиши رضي الله عنها: «После того как Посланник Аллаhа ﷺ приехал в Медину, Абу Бакр رضي الله عنه и Билял رضي الله عنه стали болеть лихорадкой, а я приходила к ним и говорила: «О отец, как ты себя чувствуешь, о Билял, как ты?» Когда приступ лихорадки начинался у Абу Бакра رضي الله عنه, он говорил: «Каждому человеку в семье его желают доброго утра, а смерть ближе к нему, чем ремни его сандалий!» Что же касается Биляла, то, когда лихорадка отпускала его, он произносил такие стихи (смысл): «Знать бы мне, смогу ли провести ночь в долине среди душистого тростника и джалиля (название травы с приятным запахом). И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны (название места близ Мекки), и покажутся ли предо мной Шама и Тафиль (названия гор)?» Я пришла к Посланнику Аллаhа ﷺ и сообщила ему об этом, а он сказал: «О Аллаh ﷻ, сделай так, чтобы мы полюбили Медину так же, как любим Мекку, или даже больше! О Аллаh ﷻ, благослови нас в нашем пропитании, оздорови для нас климат Медины и перенеси лихорадку в аль-Джухфу!»

Так завершился определённый этап жизни Пророка ﷺ, а вместе с ним и мекканский период исламского призыва.

Адиль Ибрагимов