Продуктовые магазины призывают отказываться от пакетов на кассах, кофейни делают скидки клиентам, пришедшим за напитками со своими многоразовыми стаканами, а магазины одежды дарят бонусы за выбор экологичной одежды и сдачу её в переработку. Не отстаёт и транспортная промышленность. Электромобили, выпускаемые известными автоконцернами, не производят вредных выбросов в атмосферу при эксплуатации, не нуждаются в нефтепродуктах, ведь их главное отличие от традиционных автомашин – электрический двигатель, работающий от аккумулятора.
Плюсом электромобилей является не только то, что при езде они не вредят экологии. Расходы на содержание и топливо для такой машины значительно ниже, чем на классическое транспортное средство. Экомобиль реже ломается, в нём меньше деталей, которые могут выйти из строя, он не требует замены масла и фильтров в двигателе каждые 10 тысяч километров, а в техническое обслуживание, требующееся примерно раз в 40 тысяч километров, входит замена масла в редукторе и тормозной жидкости. В Мурманской области люди, которые купили себе электрокар, даже не платят транспортного налога.
Совершенно безвредным и дружелюбным к природе назвать этот транспорт нельзя. Аккумулятор как неотъемлемая часть любого экомобиля нуждается в энергии от электростанции, и, согласно статистике, электромобили производят больше СО2, чем машины на дизельном топливе, но не через выхлопную трубу, а через трубы заводов и электростанций, которые при постоянной выработке энергии загрязняют воздух. Таким образом, выбросы в атмосферу не уменьшаются, а остаются как минимум на прежнем уровне. Производство экомобилей тоже далеко от экологичной тенденции. При производстве автомобиля с двигателем внутреннего сгорания в атмосферу выделяется примерно 5,5 тонны СО2, а при изготовлении электромобиля – почти 9 тонн.
Аккумуляторы содержат в себе кобальт, литий и прочие опасные элементы. Это затрудняет процесс утилизации и делает переработку невозможной в большинстве стран. Более того, 60 % кобальта добываются в Конго, где люди работают в нечеловеческих условиях без средств защиты, хотя кобальтовая пыль способна разрушать лёгкие. К работе привлекаются и дети. Некоторые производители экомобилей планируют отказаться от добычи кобальта в связи с неприемлемыми условиями труда для людей. Добыча лития, в свою очередь, требует огромного количества пресной воды, что противоречит принципам разумного потребления. К другим минусам электромобилей можно отнести то, что рабочая температура аккумулятора – 0–30 градусов, жители северных регионов не смогут круглогодично использовать транспортное средство. Проблемой является и недостаточное количество электрозаправок. В России примерно 11 тысяч экомобилей, а заправок для них – 251.
Пока рано говорить о массовом использовании экомобилей. Их век только начинается. Будем надеяться, что транспортная промышленность вскоре усовершенствует свой подход к созданию экотранспорта и начнёт использовать альтернативные источники энергии, а на данный период можно использовать гибридные автомобили, они уменьшают выбросы СО2 в атмосферу.
Дарина Ниязова