05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.11.2021 (по Шафии)

1.Как нужно читать молитвы в намазе, чтобы не мешать рядом стоящему?

Все словесные арканы (обязательные составляющие) намаза, такие как чтение суры «Аль-Фатиха», вступительный такбир («Аллаhу Акбар») и т. д., необходимо читать вслух. Настолько громко, чтобы человек с полноценным слухом мог слышать самого себя, при отсутствии посторонних шумов.
В случае когда у человека слабый слух или есть шумы, мешающие слышать самого себя, минимумом необходимого является такое чтение, при котором он слышал бы самого себя при наличии хорошего слуха или при отсутствии постороннего шума.
Сказанное относится и ко всем словесным суннатам (желательным составляющим) намаза, то есть они будут засчитаны только в случае, если их произнести так, как сказано выше.
Нежелательно (карахат) читать суры и т. п. из словесных составляющих намаза так громко, чтобы это чтение мешало рядом стоящему.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Маджму, шарх Аль-Мухаззаб»)

2.Разрешается ли женщинам носить цветные контактные линзы?

Существует два типа контактных линз.

1. Офтальмологические контактные линзы, предназначенные для коррекции зрения. В их ношении,  если оно предписано врачом-окулистом, нет ничего предосудительного.

2. Цветные косметические контактные линзы, классифицируемые как украшения. Носить их незамужней запретно. Замужней женщине – не запрещено, но только с разрешения мужа. Однако запрещено выходить в этих линзах из дома даже с одобрения мужа, если женщина уверена или с большой вероятностью предполагает, что это может вызвать искушение у посторонних мужчин.
Если же она сомневается в этом, то такой выход из дома является нежелательным (карахат), но не запретным.

Примечание:
Запрещено носить цветные линзы с целью вводить людей в заблуждение, меняя ими естественный цвет глаз. Например, когда к женщине сватаются, жених должен знать о том, что она носит цветные линзы.
 (Ибн Хаджар. «Аз-Заваджир», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Может ли отец распоряжаться имуществом несовершеннолетних детей? И в каких целях он может это делать?

Право распоряжаться имуществом несовершеннолетних детей принадлежит в первую очередь отцу, но с условием, что он отвечает требованиям, которым должен соответствовать опекун.

В таком случае отец имеет право расходовать средства ребёнка следующим образом: 
– расходы должны быть предусмотрены на самого ребёнка и соответствовать его статусу.

Отец имеет право тратить из средств ребёнка на себя, если он неимущий и у него нет дохода, даже если он трудоспособен.

Если родители ребёнка в разводе и мать не вышла замуж за другого, то можно расходовать из средств ребёнка и на нужды матери, если она неимущая, даже при её трудоспособности.

Если отец и мать ребёнка в браке, то запрещается расходовать его средства на мать, потому что её содержание полностью возлагается на мужа и он не имеет права обеспечивать её за счёт ребёнка. Но если муж неимущий и нетрудоспособный, то расходовать на мать разрешается.
На нужды бабушек и дедушек также можно расходовать, если они неимущие и у них нет более близкого попечителя (к примеру, родного сына или дочери).

Запрещено расходовать из средств одного ребёнка, даже с его согласия на других его братьев или сестёр, даже в качестве милостыни, так как право распоряжаться его имуществом принадлежит только опекуну, и он не имеет права давать милостыню из имущества опекаемого.
Если у ребёнка есть недвижимость, то опекун может сдавать её в аренду и тратить средства из полученных денег, однако он не имеет права продавать эту недвижимость и расходовать полученные деньги без необходимости.

Если ребёнку подарили что-либо на целевые расходы, например, на покупку книг или на образование, то такие средства нельзя расходовать на иные цели.

Примечание:
Опекун обязан по возможности инвестировать имущество ребёнка, доход от которого будет покрывать: а) расходы на ребёнка; б) расходы на сохранение капитала; в) расходы на выплату обязательного закята с имущества ребёнка.

Также опекун по мере необходимости обязан перевести средства ребёнка в более надёжные активы. Если ребёнку подарили энную сумму денег и возможен риск их обесценивания из-за инфляции, отец должен использовать их, например купить земельный участок и т. д.
Любые другие операции с имуществом ребёнка, такие как одалживание его денег или сдача его имущества во временное пользование другим, запрещены, кроме тех случаев, когда это необходимо для их сохранения.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж», «Хашия аль-Джамаль»)

4.Может ли муж лишить жену обеспечения из-за того что она не выполняет его требования касательно религиозных канонов: намаза, поста и т. д.?

Муж обязан повелевать жене соблюдать обязательные каноны религии (намаз, пост и т. д.). Однако оставление женой предписаний религии и ослушание мужа в этом не лишает её права на обеспечение всем необходимым супругом, так как это касается того, что между ней и её Господом.
Муж вправе лишить её обеспечения лишь за ослушание в обязательствах перед ним.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аш-Ширвани»)

5.Считается ли никях (брак по Исламу) действительным, если женщина после развода вышла замуж до завершения идды (срок выжидания после смерти или развода мужа) от первого мужа? Как ей быть?

Условием заключения никяха с женщиной является отсутствие у неё никяха с другим мужчиной, а также окончание срока идды в случае развода с бывшим мужем. Поэтому этот брак будет недействительным.

Если никях заключили с разведённой женщиной до истечения срока идды, считая, что он действителен, и вступили с ней в супружескую близость, то её идда после развода с первым мужем прерывается.

В случае когда никях был заключён, но не было близости, её идда не прерывается, даже если со вторым мужем встречались и уединялись, поскольку идда прерывается только в случае половой близости.

Женщина, вступившая в повторный брак до окончания срока идды, должна соблюдать две идды – одну за развод с первым мужем, вторую – за половую близость, которая была со вторым мужем, по причине недействительности никяха. 

Чтобы узнать, как возобновить никах и в какой форме соблюдать идда, советуем вам обратиться к имаму или компетентному богослову.
(«Фатх аль-Муин», «Тухфат аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).