19 апреля
2024 года
поделиться

Пребывание в мечети (итикаф)

В наши дни очень много людей находятся в депрессии или имеют тяжёлое душевное состояние. Одним из лучших средств для снятия нервозного состояния является уединение в мечети.

В наши дни очень много людей находятся в депрессии или имеют тяжёлое душевное состояние. Одним из лучших средств для снятия нервозного состояния является уединение в мечети. 

Сегодня мы расскажем, как нужно правильно уединяться в мечети, чтобы получить спокойствие души и довольство Господа. 
Решив совершить итикаф, необходимо сформулировать   намерение.  

Итикаф бывает трёх видов
1. Обязательный (ваджиб) – когда человек даёт обет на его совершение. Здесь обязательным условием является соблюдение поста.
2.  Желательный (сунна) – это пребывание в последние десять ночей месяца Рамадан.   
3.  Рекомендуемый (мустахаб) – это любой иной вид итикафа.

Также необходимым условием для всех видов итикафа является пребывание именно в той мечети, где совершаются коллективно все пять намазов в сутки. Некоторые учёные обусловили именно выполнение всех пяти намазов коллективно. Однако оба выдающихся ученика Абу Ханифы – Абу Юсуф и Мухаммад – считали, что для итикафа подходит любая мечеть, к их мнению склоняются и современные учёные. 
Для добровольного итикафа (третьего вида) необходимо, чтобы человек находился в мечети с намерением хоть на небольшой промежуток времени.  
Следует помнить, что нельзя покидать мечеть во время итикафа, разве только по уважительной причине, такой как совершение пятничной молитвы в главной соборной мечети. В этом случае следует покинуть мечеть итикафа и пребывать в соборной (джума) на время выполнения пятничного намаза, а также всех желательных (суннат) молитв. И после сразу же вернуться в мечеть своего итикафа. 

Если человек решит продолжить свой итикаф в соборной мечети, то это будет действительным, хотя и нежелательно.

Также человек вправе выйти из мечети итикафа по естественной нужде или в критическом случае, например, если его принудили покинуть мечеть. В этом случае, как только исполнит свою нужду, он обязан вернуться в мечеть и продолжить итикаф. Иначе, если он сразу же не вернётся в мечеть, его итикаф нарушается.  

Женщина также вправе совершить итикаф в мечети, однако ей предпочтительно совершить его у себя дома. Для этого ей достаточно выделить определённый уголок или комнату, и там она будет пребывать, выполняя свои молитвы, поминая Всевышнего. 

Итикаф женщины недействителен в иных частях её дома, помимо места, определённого для молитв. Если у неё нет подобного места в доме, то итикаф в общем доме не будет действительным. 

Исполняя итикаф в своём выделенном для молитв месте, она не может покидать его до окончания итикафа. Женщине, перед тем как совершать итикаф, следует сначала получить разрешение мужа. Как только муж даст ей разрешение, ему не дозволяется его нарушить. Итикаф женщины нарушается с наступлением менструального цикла.

Тому, кто пребывает в итикафе, разрешается есть, пить, спать и даже покупать или продавать в мечети, если товар на продажу не вносят внутрь мечети. Нежелательно совершать сделку в мечети, если это лишь ради приумножения богатства и т. п., даже если товар не вносят в мечеть. 
Запрещено во время итикафа совершать половой акт и заниматься какими бы то ни было интимными ласками – это то, что нарушает его. Итикаф не нарушается эякуляцией, произошедшей во сне или вызванной мыслями или взглядами.

Если человек даёт обет на совершение итикафа на определённое количество дней, туда входят и ночи, то есть он обязан пребывать именно определённое количество суток. То же самое, если он дал обет на пребывание там определённое количество ночей. Например, если он даёт обет на два дня, то он должен вступить в итикаф с началом захода солнца этого дня и завершает итикаф с заходом солнца через день. («Дурр уль-Мухтар», «Мараки ас-Саадат»)

Мухаммад-фарук Азимов