05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 01.10.2021 (по Шафии)

1.Можно ли брать плату за случку (спаривание животных)?

Передаётся от Ибн Умара t: «Пророк r запретил брать деньги за использование самцов животных для спаривания» (аль-Бухари).
Запрещается брать плату за разовую случку или за аренду для случки на определённый срок. Учёные объясняют запрет на назначение цены за спаривание или плату за семя тем, что оно является материалом, не подвергающимся исследованию, ввиду того, что семя невозможно ни оценить, ни увидеть, ни предоставить, и предоставление его не зависит от хозяина. Однако если человек, арендующий животное для случки, отдаёт что-либо как подарок и это не было обговорено вначале, то в этом нет запрета.
Дозволено также отдавать животное на временное использование для случки без предварительной договорённости о плате.
(«Асна аль-Маталиб», «Ат-Тахзиб»)
 

2.Можно ли отдать определённую сумму владельцу магазина, чтобы тот раздал необходимое из своего же магазина малоимущим в размере данной суммы?

Такого рода торговля недействительна, так как одним из условий торговых сделок является присутствие продавца и покупателя, а в данном случае они представлены в одном лице.

Примечание:
Стоит отметить, что сделка НЕ будет действительной именно в этой форме. 
В данном случае будет правильно уполномочить хозяина магазина на раздачу нуждающимся самих денег, а не его товара. Кроме того, человек может купить продукты или другой товар и оставить у владельца магазина для раздачи малоимущим. 
(«Мугни аль-Мухтадж», «Аль-Ашбах ва-нНазаир»)

3.Может ли беременная женщина совершать намаз сидя, если врач запрещает вставать из-за угрозы выкидыша?

Если беременной женщине запретили стоять из-за угрозы выкидыша, то она имеет полное право совершать намаз сидя, так как рисковать жизнью плода запрещено. 
(«Хашия аль-Джамаль», «Аль-Ашбах ва-нНазаир») 

4.Как быть с чтением сур Корана в намазе, если по причине болезни невозможно совершить полное ритуальное купание или таяммум¹?

Если у человека нет возможности совершить обязательное ритуальное купание из-за отсутствия воды, из-за болезни и т. д., то ему необходимо сделать таяммум и совершить намаз полноценно.
Если же у него нет возможности совершить и таяммум, то ему запрещается читать Коран или его часть с намерением чтения Корана, кроме суры «Аль-Фатиха» – из-за необходимости её чтения в обязательных (фард) намазах.
Что касается желательных (суннат) намазов, совершать их в таком состоянии запрещено однозначно. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

[¹] Таяммум – один из видов ритуального очищения, который осуществляется путём протирания лица и рук землёй с определённым намерением, соблюдая определённые условия.

5.Если при входе в мечеть я услышал чтение аята Корана, после которого желательно совершать земной поклон (саджда), что предпочтительнее мне совершить: саджда ат-тилява или суннат-намаз (тахият-намаз)?

Саджда ат-тилява – это земной поклон, который совершается после чтения определённых аятов Священного Корана. 
Выполнение этого саджда является желательным действием как во время намаза, так и вне намаза. 
В Священном Коране имеются четырнадцать аятов, после чтения которых совершается саджда тилява. В данном случае вошедшему в мечеть и услышавшему аят саджда желательно вначале сделать саджда ат-тилява, а после совершить суннат-тахият намаз. И сидение для этого земного поклона не снимает с него факт желательности совершения суннат-тахият намаза.
Если человек хочет ограничиться одним из двух, то предпочтительно совершить саджда ат-тилява.

Примечание:
В четырнадцати случаях при чтении Корана совершается земной поклон; эти аяты находятся в сурах «Аль-Хадж» (аяты 18 и 77), «Аль-А’раф» (аят 206), «Ар-Ра’д» (аят 15), «Ан-Нахль» (аят 50), «Аль-Исра’» (аят 109), «Марьям» (аят 58), «Аль-Фуркан» (аят 60), «Ан-Намль» (аяты 25–26), «Ас-Сажда» (аят 15), «Фуссилят» (аяты 37–38), «Ан-Наджм» (аят 62), «Аль-Иншикак» (аят 21) и «Аль-Аляк» (аят 19).
 («Нихая аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)

6.Считается ли действительным пятничный намаз в мечети, построенной на окраине населённого пункта?

Одним из условий действительности пятничного намаза является совершение его в пределах населённого пункта.
Пятничный намаз в мечети на окраине населённого пункта будет считаться действительным, если расположение этой мечети позволяет, по общепринятому мнению людей, относить её к данному населённому пункту.
Следовательно, если такая мечеть относится к числу объектов данной местности, то путнику, желающему воспользоваться правом сокращения и переноса намазов в пути, необходимо её покинуть. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси)

7.Можно ли спать или сидеть в мечети, облокотившись на стену?

Спать в мечети разрешается, если человек не находится в состоянии осквернения (состояние, когда необходимо совершить полное купание), не мешает людям, совершающим намаз, не теснит их. Иначе спать в мечети запрещено (харам).
Сидеть в мечети разрешается в любой позе, будь это облокотившись на стену, сидеть, лежать на боку, на спине, выпрямлять ноги в любом направлении и т.д.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Аль-Маджму’»)