29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Переселение Пророка ﷺ из Мекки в Медину

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Когда многобожники Мекки увидели, что сподвижники Пророка r уехали, забрав с собой детей и имущество, это наделало среди них много шума и породило в них такое беспокойство и печаль, которых раньше они никогда не знали. 

Перед ними возникла реальная и великая опасность, угрожавшая как их идолопоклонству, так и экономическому благополучию, ведь они знали о силе воздействия на людей личности Посланника Господа ﷺ, о том, сколь прекрасным руководителем он является, и о том, какой решимостью, прямотой и готовностью жертвовать собой ради него отличались его сподвижники. Знали они и о стратегическом положении Медины, которое этот город занимал по отношению к торговому пути, пролегавшему по берегу Красного моря. Известно также, что вся их торговля зависела от безопасности на этом торговом пути. 
 

Примерно через два с половиной месяца после великой клятвы при Акабе, в четверг, 26-го числа месяца Сафар 14-го года от начала пророчества в доме собраний на самую важную в своей истории встречу собрался мекканский парламент. На этой встрече присутствовали представители всех курайшитских родов, среди которых были Абу Джахль ибн Хишам Джубайр ибн Мутъим, Абу Суфьян ибн Харб, ан-Надр ибн аль-Харис, Умайя ибн Халяф и другие. В условленное время они собрались у дома собраний, им встретился стоявший у дверей иблис (сатана) в образе почтенного старца в шёлковой накидке. Они стали спрашивать: «Кто ты, о старец?» Он ответил: «Я старик из Неджда, узнавший о том, ради чего вы собрались, и пришедший сюда, чтобы послушать, и в надежде, что вы выслушаете и моё мнение». Они сказали: «Так входи же», – и он вошёл вместе с ними.

Парламентские дебаты и решение убить Пророка ﷺ

Собравшиеся стали предлагать разные способы решения проблемы, и это обсуждение затянулось надолго. Один из них предложил: «Мы должны изгнать его и запретить ему жить в нашем городе! Пусть идёт куда хочет и живёт где хочет, только чтобы дела наши пришли в порядок и к нам вернулось былое согласие».

На это старец из Неджда сказал: «Нет, с этим мнением нельзя соглашаться! Разве вы не видели, как красиво и сладко он говорит и как умеет завоёвывать сердца людей благодаря тому, что он делает? Клянусь Аллаhом ﷻ, если вы поступите так, у вас не будет никакой уверенности в том, что он не поселится в каком-нибудь другом арабском племени, а когда его члены последуют за ним, не поведёт их на вас, чтобы разгромить вас в вашем собственном городе, а потом он сделает с вами, что пожелает!»

Другой сказал: «Закуйте его в железо и посадите под замок, а потом сделайте с ним то, что прежде уже постигло подобных ему поэтов». Старец из Неджда сказал: «Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, и это вам не подходит. Если вы посадите его под замок, то известия о нём обязательно дойдут до его товарищей, а они не замедлят напасть на вас и вырвать его из ваших рук, а потом они превзойдут вас числом и победят вас! Это вам не подходит, поищите же что-нибудь другое».

Тогда Абу Джахль сказал: «Я считаю, что мы должны выбрать по одному крепкому, знатному и пользующемуся поддержкой своего племени юноше из каждого рода и вручить им по острому мечу, а потом им надо будет пойти к нему, одновременно нанести ему удар и убить его. В этом случае плата за кровь ляжет на все роды, а род Бану Абдуманаф не сможет воевать со всеми своими соплеменниками и согласится принять от нас плату за кровь, и мы уплатим им то, что положено». Тут старец из Неджда сказал: «Правильным является то, что сказал этот человек, и другого мнения быть не может». С этим предложением согласились все, после чего представители родов приступили к осуществлению задуманного. 

Весть о переселении

После того как было принято жестокое решение об убийстве Посланника Господа ﷺ, к нему спустился ангел Джибриль عليه السلام с откровением Всевышнего о заговоре курайшитов, а также о разрешении ему покинуть Мекку. 
Сообщается от Аиши رضي الله عنه: «Однажды в самый разгар полуденной жары, когда я сидела в доме у отца (Абу Бакра رضي الله عنه), кто-то сказал ему: 
– Вот идёт Посланник Аллаhа ﷺ, закрывая себе лицо! В такое время он ещё никогда не приходил к нам!

 Абу Бакр رضي الله عنه сказал:
– Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллаhом ﷻ, в такой час его могло привести сюда только важное дело! 

Посланник Аллаhа ﷺ подошёл, попросил разрешения войти. Когда Пророк ﷺ вошёл, он сказал Абу Бакру رضي الله عنه: 
– Я получил разрешение покинуть Мекку.

 Абу Бакр رضي الله عنه воскликнул: 
– И я буду тебя сопровождать? Да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаhа ﷺ! 
Пророк ﷺ произнёс: 
– Да.

А после того как они обсудили все детали, Посланник Аллаhа ﷺ вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи. 

Окружение дома Пророка ﷺ

 С наступлением ночи юноши курайшитских племён собрались у дверей дома Пророка ﷺ, дожидаясь, когда он заснёт, чтобы наброситься на него. Они были полностью убеждены в успехе этого подлого заговора, а Абу Джахль хвастался и кичился, с издёвкой говоря своим товарищам: «А Мухаммад ﷺ ещё утверждал, что если вы последуете за ним, то станете властвовать над арабами и неарабами и после смерти будете воскрешены и будут приготовлены для вас сады, подобные садам Иордании». 

Они договорились, что осуществят свой заговор после полуночи, и не спали, ожидая наступления этого времени. 

В этот критический момент Пророк ﷺ сказал Али ибн Абу Талибу رضي الله عنه:
 – Ложись на мою постель, прикройся моим зелёным плащом и лежи, а они ни за что не смогут причинить тебе вред. 

Затем Посланник Аллаhа ﷺ вышел из дома, прошёл через их ряды, взял горсть земли и стал посыпать ею их головы. Всевышний отвёл от него их взоры, и они не видели его. Посланник Аллаhа ﷺ читал в это время такой аят (смысл комментария): «Мы установили преграду перед ними и преграду позади них, и окружили их завесой, так что они не видят» (сура «Йа Син», аят 9).

Между тем курайшиты, окружавшие дом, ожидали наступления условленного времени, но незадолго до этого им стало ясно, что они потерпели неудачу, так как к ним подошёл один человек, которого раньше с ними не было, увидел, что они стоят у его дверей, и спросил: «Чего вы ждёте?» Они ответили: «Мухаммада ﷺ». Он сказал: «Вы потерпели неудачу, ведь он прошёл мимо вас и обсыпал ваши головы песком». Они посмотрели через щель в двери, увидели Али رضي الله عنه, который поднялся с того места, где спал, и это привело их в замешательство. 

Пророк ﷺ прошёл к дому Абу Бакра رضي الله عنه, и они направились к югу, двигаясь в направлении Йемена. Он знал, что курайшиты приложат для его поисков все силы и что, скорее всего, они бросятся в погоню за ним по дороге, ведущей в Медину, которая находится к северу от Мекки, поэтому выбрал совсем другой путь. 

Пройдя около пяти миль, они добрались до высокой и труднодоступной горы Савр, покрытой множеством камней. Пророк ﷺ шёл босиком, чтобы не оставлять следов, и от этого у него болели ноги. Когда они подошли к горе, Абу Бакр رضي الله عنه взвалил Любимца Господа ﷺ себе на плечи и с большим трудом донёс до пещеры, находившейся на её вершине.

Пребывание в пещере

Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр رضي الله عنه сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ, ты не войдёшь туда, пока я не осмотрю её». После этого он вошёл в эту пещеру и очистил её. Обнаружив с краю дыру, он оторвал кусок от своего изара (нижнего одеяния) и заткнул её, а две другие дыры прикрыл собственными ногами, после чего сказал Пророку ﷺ: «Входи». 

Посланник Аллаhа ﷺ вошёл, положил голову на колени Абу Бакра رضي الله عنه и заснул. Когда он спал, Абу Бакра رضي الله عنه укусило в ногу ядовитое насекомое, прятавшееся в норе, но он даже не пошевелился, опасаясь разбудить Любимца Господа ﷺ. Однако слёзы Абу Бакра رضي الله عنه упали на лицо Пророка ﷺ, и он спросил: «Что с тобой, о Абу Бакр رضي الله عنه?» Тот сказал: «Меня кто-то укусил, да станут мои родители выкупом за тебя». И тогда Посланник Аллаhа ﷺ поплевал ему на ногу – и боль прошла.

 Они прятались в пещере в течение трёх дней, а по ночам с ними оставался также Абдуллах, сын Абу Бакра رضي الله عنه. 

(Продолжение следует.)
 

Адиль Ибрагимов