25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

Воспитать сына, а не маменькиного сынка

Конечно, тема в полной мере относится и к дочери, из которой может получиться маменькина дочка.

Как юноша, так и девушка должны вырасти самостоятельными, вполне способными интегрироваться во взрослую жизнь и в социальном, и в профессиональном, и в психологическом плане. Безусловно, немалую роль в этом играют их личные качества, их характер, но, возможно, ещё большее значение имеет то, смогли ли родители воспитать из ребёнка полноценного взрослого человека, способного взять на себя ответственность за свою жизнь, за свои решения и поступки. 

Оба родителя одинаково важны для гармоничного воспитания чада, но само название «маменькин сынок (маменькина дочка)» говорит о том, кто больше склонен к чрезмерной опеке над дитём. Недаром инфантильность взрослого человека и его психологическую зависимость от родителей – прежде всего от матери – называют «неразрезанной пуповиной». Что получается в итоге из такого «взрослого ребёнка»? Неподготовленный к жизни человек, за которого всегда все вопросы решала и решает мама (иногда с привлечением папы), который делегирует ответственность за все решения родителям. Он не только не готов ни к какой самостоятельности, но и не хочет её. А зачем она инфантилу, если все его желания и так выполняются, и при этом можно ни о чём не заботиться? 

Можно ли говорить о надёжности такого человека как друга, коллеги, супруга? Разумеется, нет.

Как же вести себя матери, чтобы не вырастить великовозрастного дитятку, не готового к самостоятельной жизни? Приведём некоторые рекомендации для матерей, выработанные психологами как раз для таких случаев.

1. Заботиться, но не в ущерб себе

И мальчик, и девочка должны знать, что желаемое достигается трудом. Родителям целесообразно вкладывать средства в качественное образование, в развитие творческих интересов ребёнка, его личности. Но если мчаться немедленно выполнять любое желание дитяти, покупая ему дорогостоящие игрушки или гаджеты (что нередко одно и то же), да ещё при нехватке средств на осуществление детских капризов брать подработку или устраиваться на вторую работу, это чревато формированием в младшем члене семьи задатков будущего инфантила – маменькиного сына (дочери). У автора этих строк есть знакомая, у которой её 14-летняя дочка просила новый айфон последней модели, потому что... в её собственном айфоне заполнилась электронная память бесчисленным количеством фотографий и больше уже не влезало.

Хочется надеяться, что мама объяснила девочке, что фото можно скинуть в компьютер или на флешку и нет никакой нужды в новом дорогостоящем гаджете. Если ребёнок достиг возраста, в котором он имеет право устроиться на подработку, то можно поощрить его, например, во время летних каникул заработать некоторое количество собственных средств, которые он сможет потратить как на свои хотелки, так и на нужды семьи. Если он решит вложить заработанное в семейный бюджет, следует похвалить его, отметив его помощь взрослым, – это повысит его самооценку и позволит ощутить себя более самостоятельным, помощником и опорой родителям. 

2. Учить ответственности

Следует объяснить ребёнку, что такое мужчина и женщина. Мужчина – это не только тот, кто носит бороду и играет в компьютерные «стрелялки», а прежде всего тот, кто умеет брать на себя ответственность, ставит себе цели и достигает их, кто прикладывает усилия для того, чтобы семья не знала нужды, и умеет отделять сиюминутные желания от необходимых потребностей.

А женщина – это не только та, кто красит ногти и ходит на фитнес, а прежде всего та, кто умеет создать в доме уют и благую атмосферу, кто поддерживает и вдохновляет любимого мужчину и заботится о семье, кто овладевает избранной профессией так, чтобы при необходимости себя обеспечить. И соответственно готовить ребёнка к самостоятельной взрослой жизни.

3. Приучать к самостоятельности

Уже в возрасте трёх лет и старше дети стараются копировать взрослых в повседневных делах. И девочки, и мальчики стремятся помогать маме вытирать стол, мыть посуду. Понятно, что поначалу это им не очень удаётся. Важно не отстранять их от дела, даже если они при мытье посуды разобьют тарелку-другую, а похвалить: «Спасибо, мой дорогой помощник/помощница!» Это приучает детей к самостоятельности, придаёт им уверенность, обучает новым полезным навыкам.

Именно так поступала сестра автора этих строк, и в результате её сын, став студентом вуза в другом регионе, не испытал особых трудностей с самообслуживанием, проживая в общежитии. А некоторые мамы, увы, даже подростку не дают убрать за собой, стремясь продлить «счастливое детство», чем способствуют формированию инфантила. Детям уже в семь-восемь лет можно поручить выполнение простых обязанностей по дому.

Дорогие читательницы, всем счастья в семье, и пусть дети вас только радуют!
 

Юлия Зачёсова