25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

Заикание: причины, симптомы, лечение

Речь – основное средство человеческого общения, без которого человек не имел бы возможности получать и передавать информацию.

Заикание – болезнь, входящая в группу эмоциональных расстройств поведения, являющаяся нарушением речи, для которого характерно частое повторение или пролонгирование звуков, слогов или слов в сочетании с частыми запинаниями или паузами, нарушающими пластичность течения речи.

Данное нарушение является предметом изучения врачей в течение тысячелетий, но механизмы возникновения заболевания не исследованы и не объяснены еще до конца.

По данным Всемирной организации здравоохранения, всего в мире зарегистрировано более трёх миллионов человек с заиканием; у мужчин оно встречается в 4 раза чаще, чем среди женщин; диагностируется в раннем возрасте. В России с этим сталкиваются от 1,5% до 2,2% населения, это выше, чем в других странах, например в Америке это 1%.

Российский учёный И.А. Сикорский один из первых изучил проблему заикания и назвал её детской болезнью, установив, что в большинстве случаев заикание начинается от 2 до 4 лет. 

Ежегодно 22 октября в мире отмечается День заикающихся людей, учреждённый по инициативе Международной ассоциации заик в 1998 году, основной целью которого является привлечение внимания общественности к проблемам людей с нарушением речи. В рамках этого проекта проводятся семинары, встречи, а также выпуск информационных материалов и поиск средств для стипендий заикающимся людям.

Казалось бы, эта болезнь – одна из самых затруднённых особенностей речи, но это не помешало заикающимся людям достичь выдающихся результатов. Рой Аткинсон, сыгравший Мистера Бина, считал сцену лучшим логопедом, превратив заикание в свою главную особенность. Мерилин Монро придумала особый способ дышать и говорить, чтобы скрыть её недуг. Джулия Робертс страдала наследственным заиканием, её отец с помощью небольшой театральной мастерской помог ей избавиться от дефекта. Жерар Депардье преодолел заикание путём ежедневных упражнений.

Истории известны исключительно умные, талантливые и успешные люди, имевшие заикание: Уинстон Черчилль (премьер-министр), Альберт Эйнштейн (лауреат Нобелевской премии) и т.д.

Заикания бывают нескольких видов:
• Невротическое заикание из-за наличия психотравмирующего фактора. 
• Неврозоподобное заикание, развивающееся из-за поражения нервной системы.
• Смешанное заикание.

Учёные утверждают, что причинами нарушения речи являются биологические и социально-психологические особенности.

Среди факторов, влияющих на развитие заикания, врачи выделяют следующие:
• сильный испуг или стрессовая ситуация;
• семейные конфликты, гиперопека;
• перегруз нервной системы ребёнка по причине завышенных требований родителей;
• поражение нервной системы;
• подражание заикающимся членам семьи;
• раннее речевое развитие и изучение иностранных языков;
• издержки обучения, скудный словарный запас.

Симптомы заикания – это осиплость голоса, нарушение дыхания, замыкание на одном и том же звуке, резкая остановка процесса говорения из-за резкого спазма тканей и органов, которые участвуют в речи. А также стеснительность, робость, фобии, склонность к социальной изоляции.
Заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, усложняет социальную адаптацию, затрудняет общение с близкими, препятствует развитию познавательных процессов, отрицательно влияет на формирование самосознания.
Человек с заиканием нуждается в помощи специалистов. В первую очередь это осмотр невролога, который подробно опрашивает пациента, выясняет обстоятельства появления заикания, провоцирующих факторов. Во вторую – привлечение дополнительных специалистов для более комплексного решения вопроса, таких как логопед и психолог, ритмист, специалист по функциональной диагностике, физиотерапевт и социальный работник.

В зависимости от причин и тяжести заикания наиболее предпочтительным является комплексный медико-педагогический и психологический методы, предполагающие использование разных видов лечебных и психологических способов воздействия. Прогнозы лечения зависят от первичного патологического процесса, который провоцирует нарушение: в случае функционального расстройства удаётся справиться с проблемой, а органические нарушения исправить значительно труднее. 

Заикание – нарушение не только речи, но и личности в целом. Оно тормозит общение, следовательно, препятствует социализации человека, его психическому развитию. Дефект нарушает речь ребёнка, изменяет структуру построения речевого высказывания, затрудняет коммуникацию.
Психические и психологические нарушения можно избежать в том случае, если правильно организовать процесс коррекционно-воспитательной работы. Чтобы избежать логофобии, тревожности и закомплексованности, следует своевременно поддерживать личность заикающегося, работать над развитием контроля поведения, управлять страхами, развивать волевые усилия, которые являются важными и необходимыми компонентами для психического здоровья детей с заиканием.

Профилактика нарушений речи заключается в следующем: выбор мягкого стиля воспитания и правильного режима сна и бодрствования; отсутствие грубости, ругани, спокойная обстановка в доме; дозирование информации, без перегружения мозга ребёнка; избегание ситуаций, которые могут спровоцировать испуг у ребёнка; достаточное количество общения; постоянная речевая практика; изучение двух языков лучше отложить до более взрослого возраста. Социализация ребёнка и достаточное количество контактов со сверстниками – залог успешного развития личности, эмоциональной сферы.

Важно понимать, что здоровье ребёнка и его благополучие закладываются в раннем возрасте и во многом определяются характером отношения к юному человеку его близкого окружения. Первичная профилактика заикания – это знания родителями и педагогами о правильном развитии речи у детей в раннем возрасте.
 

Наида Алиева, г. Санкт-Петербург