Как можно сегодня защитить общество от блуда и распутства?

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ

статья опубликована в номере: 16 (533) / от 15 августа 2017 (Зуль-каада 1438 г.)
2960

 У нас в мечети после ночного намаза читают суру «альМульк», в четверг – «Ясин», а после послеполуденного намаза – суру «ан-Набаъ». Сейчас некоторые говорят, что это нововведение и харам (запретное). Говорят ещё, что нельзя определять время для чтения Корана. Каково решение (хукму) в Исламе насчёт этого? 

 Если рассуждать относительно чтения Корана, то Посланник Аллаха ﷻ побуждал читать его в любое время. Что касается чтения определённых сур после определённых намазов, например «Ясин» после утренней молитвы, «ан-Набаъ» после послеполуденной молитвы, «аль-Мульк» после ночной молитвы, то, возможно, этому служат следующие основания:

 1. Имеется хадис Пророка ﷺ, где сказано: «Кто ночью прочтёт суру «Ясин», тот утром проснётся прощённым»; соответственно, если кто прочтёт эту суру утром, то к вечеру он будет прощён (речь идёт о малых грехах). Хадис передан от Ибн Масуда. Шейх Зайнуддин аль-Малибари пишет: «Желательно ежедневно прилежно читать суры: «Алифлямим-Саджда», «Ясин», «Ад-Духан», «аль-Вакиа», «Табарака», «Аз-Зальзаля», «ат-Такасур»…».

 2. В книге «Мишкат аль-Масабих» приводится следующий хадис: «Исполнятся нужды того, кто утром прочтёт суру “Ясин”». Ад-Дарими привёл этот хадис как «мурсаль» – все его передатчики надёжные, кроме Шуджаа ибн аль-Валида Ибн Кайса ас-Сукуни. В другой версии хадиса сказано: «Кто прочтёт ночью суру «Ясин», тот получит награду большую, чем десятикратное чтение Корана без суры «Ясин», а тот, кто прочтёт её при возникновении нужды утром, получит её удовлетворение» (Мишкат аль-Мисбах).

 3. Учитывается достоинство определённых отрезков времени. Например, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто совершит утреннюю молитву коллективно, а после сядет поминать Аллаха ﷻ до восхода солнца, а затем совершит ещё два ракаата молитвы, тот получит награду, равную тому, какую получаем за хадж и умру, вполне, вполне, вполне» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе сказано: «Поистине, Пророк ﷺ не ложился спать, пока не прочтёт суру «Табарака (аль-Мульк)» (имам Ахмад; ат-Тирмизи). Согласно этому хадису, непосредственно перед сном желательно читать суру «аль-Мульк», однако если человек, следуя сунне, ложится спать сразу после ночной молитвы или же опасается, что в силу разных причин уснёт, не прочитав её, то её можно прочесть сразу же после ночной молитвы. Имам ан-Навави пишет: «Что касается предпочтительного времени чтения Корана вне намаза, то это ночью, а ещё лучше – во второй половине ночи. Приветствуется также чтение Корана между вечерней и ночной молитвами. Что касается чтения днём, то лучшее время – после утренней молитвы. Допустимо также читать Коран в любое время суток, в том числе и во времена, нежелательные для дополнительных молитв: после утренней и послеполуденной молитв (аль-Азкар).

 4. Достоинство зикра – поминание Аллаха ﷻ. Известно, что после обязательных молитв желательно поминать Аллаха ﷻ и прославлять Его, а лучшее поминание Аллаха ﷻ – чтение Корана, как и сказано в хадисе: «Когда бы люди ни собрались в одном из домов Аллаха ﷻ для чтения Корана и его изучения, обязательно снизойдёт на них спокойствие, накроет их милость, ангелы окутают их своими крыльями, и упомянет их Аллах ﷻ Своим приближенным рабам» (имам Муслим). В сунне часто встречаются мысли о достоинстве поминания Аллаха ﷻ после обязательных молитв, и чтение Корана в качестве зикра – наилучший пример соблюдения данной сунны. Что касается чтения определённых сур после определённых молитв, в этом нет ничего плохого или запретного. Можно выбрать любую суру и читать после любой молитвы, и за это будет соответствующее вознаграждение в зависимости от искренности.

 Примечание: Чтение Корана в мечети не должно мешать молящимся или даже спящим.

Нарушается ли джаназа-намаз, если человек читает в нём дуа на родном языке, а не на арабском? Имеется ли обоснование того, что этим джаназа-намаз не нарушается?

 Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» говорит, что тот, кто не в состоянии выучить ташаххуд (ат-тахият) и следующий за ним салават на Пророка ﷺ на арабском языке, обязан хоть в переводе на любом другом языке прочитать их обязательные части; ему также желательно, но не обязательно, прочитать перевод их желательных частей. Точно так же читают и перевод любого дуа и зикра (которые человек не в состоянии выучить на арабском языке), которые Пророк ﷺ читал в намазе. Из вышесказанного становится ясно, что тот, кто не в состоянии на арабском языке прочитать в джаназанамазе обязательное дуа, обязан прочитать его хоть в переводе на любом другом языке. Кроме того, тому, кто не в состоянии прочитать на арабском языке желательное дуа, желательно, но не обязательно, прочитать его на любом другом языке. 

Как можно сегодня защитить общество от блуда и распутства?

Защитить сегодня общество от распутства можно в том случае, если каждый родитель будет беспокоиться и переживать за будущее своих детей. Если родители будут выполнять свою обязанность в воспитании детей и прививать им религиозно-нравственные качества, то результат будет ощутимым. И, конечно же, один из способов решения этой проблемы мы можем найти в хадисе Пророка ﷺ, переданном в «Сунану Тирмизи»: «Когда к вам свататься придёт тот, чья религия и нрав вас устраивают, то выдавайте за него замуж. Если вы так не сделаете, то будет смута на земле» (см. «Сунану Тирмизи», 3/395, № 1085). Если мы последуем этим словам Пророка ﷺ, то сохраним свою честь от позора. Поэтому, родители, жените и выдавайте замуж ваших детей вовремя, не становитесь причиной распространения блуда и распутства в обществе.

Плакать считается грехом?

Плакать не является грехом, поскольку Посланник Аллаха ﷺ, сподвижники и другие тоже плакали: боясь Всевышнего, испытывая горечь утраты и расставания, и т.д. Так, Посланник Аллаха ﷺ заплакал, когда посетил могилу своей матери, заплакали и все окружающие. Но рыдать, кричать, причитать и выкрикивать не соответствующие Исламу слова является запретным, так как на всё воля Аллаха ﷻ, а человеку нужно проявлять довольство и терпение.

Считается ли никях действительным, если его заключили дома? И какие условия должны быть соблюдены при заключении никяха?

Брак, заключённый дома, считается действительным, если соблюдены все требуемые условия, а ими являются:

1) присутствие жениха либо лица, уполномоченного им;

2) присутствие опекуна невесты (отец, дедушка и т.д.) либо уполномоченного лица;

3) присутствие двух порядочных мужчин-мусульман в качестве свидетелей;

4) махр – что-то вроде свадебного подарка жениха невесте. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.);

5) определённые слова, которые должны произнести жених и опекун невесты либо их уполномоченные представители.

Можно ли играть в шахматы или в шашки? 

Имам ан-Навави пишет в своей книге «аль-Маджму» следующее: «Игра в шахматы является нежелательной, поскольку не несёт в себе какой-нибудь пользы в делах религии и нет в ней столь-нибудь значимой необходимости. Поэтому отказ от этой игры является предпочтительным. Запретной она тоже не является. Аналогично решение и в отношении игры в шашки. 
 

Поскольку я не знал, что после совершения полового акта нужно обязательно совершать полное омовение (с намерением), я просто делал малое омовение и совершал обязательные молитвы. Действительны ли такие молитвы? Если всё же недействительны, то как мне их возмещать, ведь я не вёл им счёта. 

 Известно, что наличие большого и малого омовений является обязательным условием действительности намаза. Если хоть одно из условий не будет соблюдено, то намаз считается недействительным. Если человек, не зная об обязательности совершения полного омовения после полового акта, исполнял намазы без купания, то греха в этом нет, так как это происходило по незнанию. Но ему нужно, находясь в состоянии полного и малого омовений, обязательно возместить все намазы, совершённые без полного омовения в тот период. Шейх аш-Шабрамульсий (да смилуется над ним Аллах ﷻ) пишет: «Из-за незнания или забывчивости не отпадает обязательность соблюдения обязательных условий» (субкомментарии в книге «ан-Нихаят», 2-й том; 13 стр.). Это известное правило в Шариате, когда незнание не освобождает от ответственности, однако спасает от греховности. Если вы не знаете количества пропущенных намазов, то, согласно шафиитскому мазхабу, нужно возмещать их в том количестве, в котором вы уверены, что этих намазов было не более этого числа, т.е. в максимальном количестве. Незнание также, в свою очередь, должно соответствовать правилам, установленным в Шариате, чтобы не было греха. Прощается незнание в отношении греха, если человек принял Ислам недавно, или рос вдали и не были ему доступны учёные, или же если вопрос сложный и оставался скрытым от обывателей.

Также в рубрике

Можно ли перед дядей с маминой стороны быть в платке, завязанном назад?

1. Мне 22 года, меня познакомили с одним братом, но он мне не по душе, то есть нет большой симпатии. Но я понимаю,

– Разрешено ли в Исламе показывать фокусы и быть иллюзионистом?

1. – Расскажите, пожалуйста, об истихаре (испрашивании у Всевышнего указания на правильный выбор в каком-либо

– Разрешается ли женщинам закалывать животных (корову, барана, курицу…)?

1. – Сосед построил свой дом так, что его окна выходят в мой двор. Я просил его так не делать (мы с супругой и

Нужно ли возмещать фарз-намазы, пропущенные из-за отсутствия воды и почвенной пыли?

1. Становится ли мусульманин неверным (кяфиром), если изза несоответствующего поведения назовёт другого