01 июля
2022 года
поделиться
Выпуск: 632, Сафар 1443
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.10.2021 (по Шафии)

1.В каких ситуациях родитель обязан обеспечивать совершеннолетнего ребёнка?

Родитель обязан содержать совершеннолетнего ребёнка, если тот является неимущим и нетрудоспособным, даже если он проживает в другом населённом пункте и они разного вероисповедания.

Если совершеннолетний ребёнок, будь то сын или дочь, обладает достатком, то родитель не обязан содержать его. А если дети неимущие, но трудоспособные, то родитель не обязан обеспечивать их, кроме двух случаев:

1) нет соответствующей статусу и дозволенной работы, которая покрыла бы их необходимые расходы;
2) если ребёнок занят получением образования, от которого есть существенная польза. 

В остальных случаях родитель имеет право обязать их, будь то сын или дочь, выйти на работу, чтобы самим себя содержать, при условии, что работа будет дозволенной и соответствующей статусу.

Если дочь, состоящую в браке, муж прекратил обеспечивать из-за её непослушания, то родители не обязаны её обеспечивать, так как, если она вновь станет слушаться мужа, он может возобновить её обеспечение. 

Если оба родителя живы и имеют возможность обеспечить ребёнка, то в первую очередь совершеннолетнего ребёнка должен обеспечивать отец. Если нет отца или он является неимущим и нетрудоспособным, то – дедушка по отцу. Если нет и его или он является неимущим и нетрудоспособным, то взрослого ребёнка обязана содержать мать. Если мать умерла или она неимущая и нетрудоспособная, то обеспечение берёт на себя её отец. Если и его нет или он неимущий и нетрудоспособный, то обязанность содержать детей переходит к бабушке по матери.

Тот родитель, бабушка или дедушка, на которых легла обязанность содержать ребёнка по вышеупомянутому порядку, должны обеспечить детей только если:

1) он (родитель) имеет в запасе излишек от всего, что необходимо для себя в первую очередь (а если обеспечивает отец или дедушка, то излишек от всего, что необходимо для себя и своей супруги) в течение суток;

2) родитель должен быть зарабатывающим, и его зарплаты достаточно на самое необходимое для его ребёнка, помимо расходов на самого себя.
Если у попечителя (отца, матери и т. д.) нет запаса состояния или работы, но человек трудоспособен, то он обязан выйти на соответствующую статусу и дозволенную работу, доход от которой будет достаточен, чтобы покрыть расходы на ребёнка. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Кальюби», «Асна аль-Маталиб», «Хашия аль-Буджайрами» и другие)

2.Можно ли брать плату за случку (спаривание) животных?

Передаётся от Ибн Умара رضي الله عنه, что он сказал: «Пророк запретил брать деньги за использование самцов животных для спаривания» (аль-Бухари).
Запрещается брать плату за разовую случку (спаривание) животных или за аренду для случки на определённый срок. Учёные объясняют запрет на назначение цены за спаривание или плату за семя тем, что оно является материалом, не подвергающимся исследованию, ввиду которого его семя невозможно ни оценить, ни увидеть, ни предоставить, и предоставление его не зависит от хозяина. Но если человек, нанимающий животное для случки, отдаёт что-либо как подарок, и это не было обговорено в начале, то в этом нет запрета.

Заключение: можно отдавать животное на временное использование для случки без предварительной договорённости о плате. («Асна аль-Маталиб», «Ат-Тахзиб»)

3.Можно ли использовать в качестве савана материал из полиэтилена?

Материал, который используют в качестве савана, обязательно должен быть:
1. Дозволенным для живого. Например, тело мужчины нельзя окутывать в натуральный шёлк, так как он был для него запретен и при жизни.
2. Непросвечивающим. Окутывать человека, например, в старую изношенную ткань, которая очень скоро истлеет, разрешено, если это не расценивается как пренебрежение к покойнику.

Итак, согласно вышеизложенным критериям, дозволено использовать материал из полиэтилена в качестве савана, если он не просвечивает и само укутывание в него (в таких случаях, как необходимость соблюсти санитарную безопасность) не будет расцениваться как неуважение к покойному.

Примечание:
Стоит отметить, что, несмотря на дозволенность использования полиэтилена, предпочтение отдаётся ткани, а именно хлопку белого цвета, так как Пророк ﷺ повелел укутывать тело покойного в красивый саван, под которым имеется в виду белый цвет: «Надевайте одежду белого цвета, так как это лучшее из вашего одеяния, и оборачивайте в неё (одеяние белого цвета) ваших умерших» (ат-Тирмизи). («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

4.Является ли желательным (сунной) ложиться на правый бок после утреннего ратибат-намаза?

После совершения двух ракаатов сунната перед утренним фард-намазом желательно прилечь. В какой бы позе человек ни прилёг, это будет считаться исполнением сунны. Но лечь на правый бок в той позе, в какой укладывают покойника в нишу могилы, является более желательным.
Мудрость этого действия заключается в том, чтобы человек большую часть времени, прожитой на земле, совершал благие дела и готовился к смерти, помня о том, что его когда-нибудь уложат в могилу.

Если человек не хочет ложиться, то желательно время между суннат- и фард-намазами занять полезным разговором, чтением Корана, поминанием Всевышнего (зикром) или хотя бы поменять место совершения суннат- и фард-намазов. Если человек, чтобы разделить суннат- и фард-намазы, завёл какой-либо разговор, а после захотел прилечь, то это тоже считается исполнением сунны. Цель этого – разделение суннат- и фард-намазов.

Такое же решение в отношении возмещающего утреннюю молитву и того, кто откладывает суннат-намаз для совершения его после фарда. То есть сначала нужно совершить фард-намаз, после лечь на бок, а затем совершить сунну. («Тухфат аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Шабрамалляси)

5.Когда наступает время оплаты аренды квартиры?

Наём (аренда) делится на два вида:
1. Наём чьей-то собственности во временное пользование, например аренда квартиры, транспортного средства и т. д.
2. Наём человека на работу, например для строительства дома, пошива одежды и т. д.

В первом виде найма срок внесения арендной платы устанавливается согласно заключённому между арендодателем и арендатором договору. Однако если обе стороны при заключении договора не определили или не упомянули крайний срок выплаты, то его время наступает при получении арендуемого имущества во временное пользование.

Так как наём квартиры относится к первому виду найма, то и время оплаты вступает в силу по оговорённому сроку, но если о времени не условились, то срок выплаты наступает с момента получения арендуемого помещения. («Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж»)