26 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 632, Сафар 1443
Категория: Религия

Переселение Пророка ﷺ из Мекки в Медину

События, предшествующие расставанию с Меккой. Вторая клятва при Акабе

Во время сезона паломничества тринадцатого года от начала пророчества (июнь 622 г. н. э.) для совершения обрядов хаджа в Мекку из Ясриба (Медины) вместе с соплеменниками-многобожниками прибыли более семидесяти мусульман. 

Находясь в пути из Ясриба в Мекку, уверовавшие спрашивали друг друга: «Доколе же мы будем оставлять Посланника Аллаhа ﷺ скитаться в горах Мекки изгнанным и испытывающим страх?» Прибыв в Мекку, они несколько раз тайно связывались с Пророком ﷺ, и в конце концов договорились о встрече с ним после праздника жертвоприношения в ущелье рядом с первым из столбов Мины (окраины Мекки). Также договорились о том, что эта встреча пройдёт в полной тайне под покровом ночи. 

Кааб бин Малик аль Ансари رضي الله عنه рассказывает: 
– В ту ночь, когда Пророк ﷺ условился с нами о встрече, среди нас находился один из наших вождей по имени Абдуллах бин Амр. Мы взяли его с собой, хотя и скрывали свои намерения от наших соплеменников, являвшихся многобожниками, и обратились к нему со словами: «О Абу Джабир, поистине, ты один из наших вождей и представителей знати, и мы призываем тебя отказаться от того, чего ты придерживаешься, чтобы завтра не стать топливом для Огня!» А потом мы призвали его к вере в Единого Господа и рассказали ему о том, что Посланник Аллаhа ﷺ условился с нами о встрече. По милости Всевышнего он принял Ислам и согласился принять с нами участие в этой встрече. 

В эту ночь мы легли спать со всеми остальными нашими соплеменниками на наших стоянках, а когда истекла треть ночи, мы покинули их, пробираясь незаметно, как куропатки, и собрались в ущелье у Акабы (место бросания камешков на территории Мины). Нас было семьдесят три мужчины и две женщины: Умм Амара Нусайба бинт Кааб и Умм Мани Асма бинт Амр.

Собравшись в этом ущелье, мы ожидали Пророка ﷺ, пока он не пришёл к нам вместе со своим дядей аль-Аббасом бин Абд аль-Мутталибом, который в то время ещё исповедовал религию своих соплеменников, однако аль-Аббас захотел принять участие в делах своего любимого племянника.

Переговоры

После того как все собрались, начались переговоры относительно заключения религиозного и военного союза. Первым заговорил дядя Посланника Аллаhа ﷺ, который хотел со всей откровенностью объяснить этим людям, сколь серьёзная ответственность ляжет на их плечи, если они заключат этот союз. Он сказал:
– О хазраджиты (племя арабов; хазраджитами называли всех ансаров, в том числе и представителей племени Авс), вам известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад ﷺ. Мы защищали его от наших соплеменников, которые придерживаются о нём того же мнения, что и мы. Он пользуется уважением своих соплеменников и неприкосновенностью в своём городе. Поистине, он отказался присоединяться к кому бы то ни было, кроме вас, и если вы считаете, что сможете выполнить то, ради чего зовёте его, и защитить его от врагов, делайте то, на что вы вызвались. Если же вы задумали оставить его без помощи после того, как он уедет к вам, то оставьте его сейчас, ибо в своём городе он пользуется уважением и защитой. 

Тогда они сказали ему: 
– Мы услышали тебя, о Аббас, а теперь скажи ты, о Посланник Аллаhа ﷺ, и бери с нас для себя и для твоего Господа любые клятвы, какие захочешь!
Пророк ﷺ сказал им то, что хотел, и они принесли клятву. 

Пункты клятвы

 Со слов Джабира t сообщается, что они спросили:
– О Посланник Аллаhа ﷺ, в чём мы должны поклясться тебе? 
Он ответил: 
– В том, что будете слушать и повиноваться при всех обстоятельствах. В том, что будете расходовать свои средства в бедности и в богатстве. В том, что будете побуждать к одобряемому (религией) и удерживать от порицаемого. В том, что будете служить Господу, невзирая на порицания порицающего. В том, что будете поддерживать меня, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, ваших жён и ваших детей, а (наградой) за это вам будет Рай. (Передали Ахмад, аль-Хаким, Ибн Хиббан)

Тогда аль-Бара бин Марур взял его за руку и сказал: 
– Да, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной как Пророка ﷺ, мы непременно будем защищать тебя, как защищаем самое дорогое для нас. Прими же от нас клятву, о Посланник Аллаhа ﷺ! Клянусь Аллаhом ﷻ, мы прирождённые воины и надёжные люди, и это передаётся у нас из поколения в поколение!

Тут Абу ль-Хайсам бин ат-Тайхан перебил аль-Бара, который говорил с Пророком ﷺ, и сказал: 
– О Посланник Аллаhа ﷺ, поистине, нас связывают с этими людьми (имея в виду иудейские племена, жившие в Медине и её окрестностях) определённые узы, которые нам придётся разорвать. Но не получится ли так, что, если мы сделаем это, а потом Всевышний поможет тебе, ты вернёшься к своим соплеменникам, а нас покинешь?

 Выслушав это, Пророк ﷺ улыбнулся и произнёс: 
– Нет, и в жизни, и в смерти мы будем вместе; я буду с вами, а вы – со мной, и я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем помиритесь вы.

Подтверждение серьёзности клятвы

После того как переговоры относительно условий соглашения завершились и все выразили готовность принести её, аль-Аббас бин Убада сказал: 
– Знаете ли вы, в чём хотите присягнуть этому человеку?
Они ответили: 
– Да. 

Тогда он повторил: 
– Поистине, вы клянётесь ему в том, что будете воевать со всеми остальными людьми. Если вы считаете, что в случае утраты своего имущества или гибели представителей вашей знати вы предадите его, то, клянусь Аллаhом ﷻ, вы должны понять, что, поступив так, вы покроете себя позором в обоих мирах! Если же вы считаете, что выполните всё то, что вы ему обещали, несмотря на утрату имущества и гибель знатных людей, то возьмитесь за это, и, клянусь Аллаhом ﷻ, для вас это станет благом в обоих мирах!

 Они подтвердили: 
– Мы сделаем это, даже если лишимся имущества и потеряем нашу знать! Но что мы получим, о Посланник Аллаhа ﷺ, если выполним всё, что обещаем?
 Он сказал: 
– Рай. 

Тогда они попросили: 
– Дай твою руку. 

И когда Пророк ﷺ протянул её, они принесли ему клятву.
От Джабира رضي الله عنه сообщается: «Мы подходили к нему один за другим, а он брал с нас клятву, обещая за это Рай» (Ахмад).
 До рук двух женщин Посланник Господа ﷺ не дотрагивался, так как они были для него посторонними.

Двенадцать старшин

После заключения этого соглашения Пророк ﷺ попросил собравшихся выбрать двенадцать предводителей, которые стали бы старшими среди своих соплеменников и несли ответственность за выполнение всех условий. Девять этих старшин были из племени Хазрадж, трое – из племени Авс. После выбора старшин Пророк ﷺ взял с них ещё одну клятву как с ответственных руководителей и сказал им: 
– Вы должны опекать своих соплеменников подобно апостолам Исы (Иисуса) u, сына Марьям, а я буду заботиться обо всех верующих. 
Они сказали: 
– Да.

(Продолжение следует)