Поэтому желательно иметь людей, с которыми в нужный момент сможешь посоветоваться и выбрать правильное для себя решение.
Обращаться за советом можно даже к постороннему человеку, если доверяешь ему. Советоваться в делах было велено Богом даже Пророку ﷺ, хотя он и обладал совершенным разумом, так как в совете есть баракат (благодать). Всевышний в Коране сказал (смысл комментария): «…И советуйся с ними (со сподвижниками) в делах» (сура «Али-Имран», аят 159).
В Коране имеется даже целая сура, именуемая «Аш-Шура» («Совет»). В ней Господь, описывая восхваляемые качества мусульманской общины, сказал (смысл комментария к 38-му аяту): «Они отвечают своему Господу (на призыв к единобожию и поклонению), (полноценно) совершают намаз, советуются друг с другом в делах (и не спешат принимать решения) и тратят (на пути Аллаhа ﷻ) то, чем Мы их наделили».
Советчик же, в свою очередь, должен использовать свои знания, опыт, всё необходимое, чтобы помочь тому, кто пришёл к нему за советом, так как человек пришёл к нему, вверяя ему своё дело, и он не должен относиться к этому вероломно, скрывая намеренно какую-то информацию или, что ещё хуже, нарочно советуя ему то, что может навредить.
Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «Помогайте же друг другу в хорошем (в благих делах) и богобоязненности (в избегании запрещённого), но не помогайте друг другу в грехе (в совершении зла) и вражде. Бойтесь Аллаhа ﷻ, ведь Аллаh ﷻ суров в наказании (тех, кто не повинуется Его повелениям)» (сура «Аль-Маида», аят 2).
От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Советчик является доверенным» (ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhа ﷺ также сказал: «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к неправильному пути, понесёт на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов» (Малик).
Но есть, к сожалению, такие люди, особенно в сети Интернет, которые намеренно подталкивают к совершению греха, настраивают одного человека против другого, подстрекают к разрыву отношений с родственниками, родителями, что является одним из больших грехов, становятся причиной раздора между семьями, призывают к разводам.
Сообщается от Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Не из нас тот, кто настроил жену против её мужа или раба против его хозяина!» (Абу Давуд).
Человеку, прежде чем сказать или посоветовать что-то, стоит много раз подумать: есть в этом благо или нет, так как порой молчание – золото.
Пророк ﷺ сказал об этом: «Кто верует в Аллаhа ﷻ и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит» (аль-Бухари).
Абдулла Абдулкеримов