26 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 632, Сафар 1443
Категория: Психология

Философия социального служения

Социальное обеспечение является одной из важнейших задач всех времён, направленных на искоренение как абсолютной, так и относительной нищеты и материальной зависимости членов социума.

Система социальной солидарности или жизнеобеспечения стоит на целостном фундаменте. Она начинается с личности, затем идёт семья, затем общество и в конечном счёте всё человечество в его настоящем и будущем. На каждом человеке лежит ответственность за поддержку нуждающихся в этой децентрализованной системе солидарности, чтобы избежать социального кризиса и несправедливого и неправомерного отношения к членам общества.
Современные реалии стимулируют людей быть экономически независимыми настолько, насколько это возможно, и побуждают человека работать и стремиться к самообеспечению, заниматься различными профессиями и ремёслами, чтобы содержать себя и тех, кто находится на иждивении. 

Для развития и поддержания социальной стабильности в религиозных системах есть такие предписания, которые призывают воздерживаться от праздности, лени и тунеядства; предостерегают от попрошайничества и паразитирования на других; запрещают кражи, грабёж, финансовые махинации, обман в торговле и другие неправомерные методы присвоения чужого имущества.

Не поощряется человек, который, имея возможность сам заработать, является обузой для других.

Верующих призывают заниматься полезной, приносящей доход и дозволенной деятельностью и приносить пользу себе и обществу. Человеку также предписано искать знания (религиозные и мирские), чтобы воспользоваться возможностью стать профессионалом и быть востребованным в обществе. Приобретение знаний становится ключом, который открывает новые возможности для созидания и социального служения. Во всех религиях высоко оцениваются усилия людей, желающих получить образование и заниматься различными профессиями, ремёслами и квалифицированным трудом.
Во многих религиях есть призыв обеспечить своих подопечных, чтобы они не нуждались.

Поддержка общины – ещё один вид социальной солидарности, предписанный для искоренения бедности и нужды в обществе, а также для распространения чувства милосердия и укрепления связей между членами общины. 
Концепция социальной заботы занимает центральное место во многих религиозных системах. Определение справедливости включает в себя отстаивание прав, причитающихся другим, или предоставление того, что по праву полагается другим.

Отстаивание прав начинается в отношениях человека с Богом, с признания того, что Бог – единственный достойный поклонения Творец, у которого нет сотоварищей, и конечная цель стремлений каждого верующего – довольство Создателя. 

Обожествление земных созданий, изобретение ложных божеств и поклонение другим наряду с Богом – всё это составляет «приобщение к Богу партнёров» и называется «тяжкой несправедливостью». Главная жертва такой несправедливости – это собственная душа, потому что она лишена духовного удовлетворения, которое приходит от значимой связи с Творцом, и вместо этого становится порабощённой ложными идеологиями и мирскими желаниями.
Отношения человека с Богом проявляются в том, как он общается с другими людьми, поэтому огромное внимание уделяется защите прав всех творений – от своей семьи до своих соседей, всех людей, животных и окружающей среды.

Характеристикой верующих является их призыв и личное участие в совершении добра и воздержании от запретного, через социальное служение. 
Не позволяется человеку быть сторонним наблюдателем какой-либо формы социальной несправедливости; человек морально обязан делать всё, что в его силах, чтобы помочь нуждающимся. Конечно, эта обязанность сопровождается требованием мудрости, чтобы попытка помочь кому-то или устранить зло не привели к обратному результату и ещё большему злу. Активизм охватывает как коллективные, так и индивидуальные усилия. 

В социальном служении отражены коллективное обязательство, в котором участвует община в целом, и индивидуальное обязательство, которое должно быть выполнено каждым человеком. Таким образом, людей призывают работать индивидуально и коллективно, чтобы помогать обществу, быть полезными и нести добро.

Близость человека к Богу зависит во многом и от того, насколько он старается приносить пользу другим, жить в мире и согласии с окружающими.
В этой сфере существует ряд действий для социального обеспечения бедных и нуждающихся. 

Различные средства достижения социального благополучия сообщества включают в себя разовую милостыню и беспрерывную.  
Беспрерывная милостыня является благотворительностью. Это и деяния, направленные на обеспечение непрерывной пользы другим, которая не прекращается даже после смерти благодетеля. 

Беспрерывность обеспечивается за счёт направления сил в такие сферы, как предоставление социальных услуг, образование на всех уровнях, обеспечение медицинских учреждений, учреждений защиты здоровья и других общественных учреждений, парков, гостиниц, мест для отдыха и досуга населения, содержание разных систем жизнеобеспечения (водоснабжение, транспортное обеспечение, пищевое обеспечение, распределительные центры, ремонт и реконструкция дорог, развитие сельскохозяйственных угодий) как средства поддержки населения, а также выполнение других социально полезных функций.

Мурад Раджабов