05 июля
2022 года
поделиться
Выпуск: 631, Сафар 1443
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.09.2021 (по Шафии)

1.Можно ли совершить тахаджуд-намаз, если уснул, не совершив ночной намаз, и проснулся до утреннего азана?

Тахаджуд-намаз – это дополнительный (суннат) намаз, совершаемый ночью после пробуждения.

Некоторые учёные считают условием для совершения тахаджуд-намаза совершение ночного намаза и сон на некоторое время, независимо от последовательности.
Что касается времени сна, то мнения учёных по этому вопросу различаются: одни считают, что достаточно поспать некоторое время после захода солнца, другие – что условием является сон после наступления времени ночного намаза.

Следовательно, тому, кто уснул, не совершив ночной намаз, и проснулся до наступления времени утреннего азана, можно совершить тахаджуд после совершения ночного намаза.

Примечание:
Возмещённый обязательный или желательный намаз, например витру, после обязательного ночного намаза также считается тахаджудом. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2.Обязан ли наниматель выплатить ущерб, если нанятый человек умер в ходе работы?

Если человек, нанятый, например, для рытья колодца, вследствие падения в яму, завала земли или ещё чего-либо другого умрёт, то наниматель не обязан выплачивать за это штраф (дият), независимо от того, предупредил он работника о возможных рисках или нет, так как очевидной халатности с его стороны нет. Более того, нанятый работник должен сам обеспечить свою безопасность, даже если он и не предполагает трагичного исхода. Такое же решение распространяется и на строителей домов, крыш и т. д. («Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Минхадж» шарх «Сахих Муслим»)

3.Искупляются ли большие грехи, если совершить определённое благое дело, как об этом сказано во многих хадисах, или речь идёт только о малых грехах?

Если в хадисах говорится о том, что какое-либо деяние может стать искуплением грехов, но без уточнения, малых или больших, то прощаются лишь малые. Если таковых грехов нет, то человек получит высокую степень, будет спасён от впадения в малые грехи или от их частого совершения.
Например, в хадисе говорится: «У того, кто будет поститься в день Арафа, смоются грехи за предыдущий и последующий годы» (Муслим).

Если же в хадисах сказано, что какое-то деяние будет искуплением грехов, в том числе и больших, то нет сомнений, что прощаются и они. Однако человек, совершивший деяние, за которое в хадисах обещано прощение грехов, в любом случае обязан совершить тавбу (покаяние).

Покаяние действительно лишь при следующих условиях:
1. Прекращение совершения греха.
2. Сожаление о содеянном.
3. Твёрдое намерение больше не возвращаться к его совершению.

Эти условия достаточны для принятия покаяния, если грех не связан с ущемлением прав других людей. Если же связан, то добавляется четвёртое условие – обязательство нести ответственность за свои действия. Например, если человек оклеветал другого, то он должен попросить прощения у него и отказаться от своих слов и т. п. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Аль-Фатава аль-Фикхия аль-Кубра»)

4.Желательно ли давать имя недоношенному ребёнку, умершему после родов?

Наречь недоношенного ребёнка, родившегося после шести и более месяцев беременности, желательно (сунна), даже если он умрёт после родов. Такое же решение касается плода, вышедшего вследствие произвольного или искусственного аборта, если плод достиг четырёх месяцев или проявил признаки жизни.
Примечание:
Если у выкинутого плода не удалось определить пол, то ему даётся имя, подходящее для обоих полов. («Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб», «Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аз-Зайн»)

5.Имеет ли право арендодатель продать своё имущество, пока оно находится в аренде?

Арендодатель имеет право продать, подарить и т. д. арендатору своё имущество, которое находится у него в аренде, даже несмотря на то, что аренда ограничена сроком или действием, например, как квартира, сданная на год, или автомобиль, взятый в аренду, чтобы доехать до нужного места.
Также арендодатель имеет право продать, подарить и т. д. другому человеку (неарендатору) своё имущество, которое находится в аренде, ограниченной временем.

Но имущество, отданное в аренду и ограниченное действием, например, автомобиль, который используют для поездки до определённого места, нельзя продавать другому человеку, пока оно находится в съёме.

Если арендодатель продаёт имущество неарендатору, то ставить его в известность необязательно. Если же покупатель не знал, что данное имущество находится в аренде, он имеет право расторгнуть эту сделку.

Во всех вышеупомянутых примерах после продажи этого имущества сама сделка аренды не аннулируется, то есть продавец после продажи хотя и не является хозяином этого имущества, но аренду он получает до конца арендного срока и т. д. («Тухфат аль-Мухтадж»)

6.Считается ли действительным сокращённый и объединённый намаз путника, если он на полпути решил вернуться домой?

Намаз того, кто вышел в путь (на расстояние не менее 81 км) и в поездке сократил или перенёс намаз, а после решил вернуться, не пройдя указанное расстояние, считается действительным.

Если человек перенёс ночной намаз к вечернему и обе молитвы совершил в пути, после чего прервал свой путь, то он не обязан возобновлять ночной намаз, несмотря на то, что время ночного намаза ещё не наступило.

Если он перенёс вечерний намаз к ночному, не совершил их в пути и решил вернуться до наступления времени ночного намаза, то оба намаза нужно совершить в своё время. А если он прервал путь после наступления времени ночного намаза, то вечерний намаз возмещается, и в этом нет греха. То же самое решение касается обеденного и предвечернего намаза. («Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).