20 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 631, Сафар 1443
Категория: Религия

Наущение сатаны

Наущение (васвас) – способ сатаны обманывать и сбивать рабов Всевышнего Господа с правильного пути.

Этот способ был использован проклятым иблисом (главным сатаной) ещё тогда, когда пророк Адам عليه السلام и Хава (Ева) رضي الله عنها находились в Раю. 

Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «Шайтан стал наущать их [ослушаться Бога], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он [сатана] сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (сура «Аль-Араф», аят 20).
Так человек и шайтан стали врагами, поскольку второй замыслил ввести в заблуждение первого. 

В другом аяте Господь говорит (смысл комментария к 6-му аяту суры «Аль-Фатыр»): «Поистине, шайтан – ваш враг. Относитесь же к нему как к врагу! Он призывает своих последователей к тому, [из-за чего] они станут обитателями Ада».

Шайтан является источником мерзких мыслей или сомнений человека относительно его веры (имана), вследствие чего начинают появляться ничем не обоснованные сомнения в существовании Бога, правдивости веры и т. п.

От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что однажды к Посланнику Аллаhа ﷺ пришли несколько сподвижников. Они поделились: порой их одолевают такие мысли, что им даже стыдно кому-то рассказать. Пророк ﷺ спросил у них: «Вы правда находите это? Это явный признак имана (веры)» (Муслим).

Абу Хурайра رضي الله عنه также передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: «Кто создал это? Кто создал это?» – и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не спросит: «А кто создал твоего Господа?» – и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаhу ﷻ и прекратит думать об этом» (аль-Бухари). 

Эти наущения указывают на наличие истинной веры в человеке, так как шайтан не стал бы внушать человеку такие мысли, если бы вера в его сердце была недействительной, ведь вор не заходит в пустой дом для кражи.

Эти сомнения (васвас) поражают некоторых людей в поклонениях настолько, что из-за сомнений в их действительности поражённый этой болезнью раз за разом заново их переделывает.

Это часто встречается в омовении или очищении.
От Убайи ибну Каба передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, у омовения есть шайтан, которого зовут Валяхан, так остерегайтесь же наущений относительно воды» (ат-Тирмизи).

Такие сомнения поражают человека и в намазе.

Усман бин Абу-ль-Ас رضي الله عنه рассказывал, что, придя к Пророку ﷺ, он пожаловался: «О Посланник Аллаhа ﷺ, поистине, шайтан мешает мне совершать молитву и читать Коран, запутывая меня». Пророк ﷺ же пояснил: «Это шайтан по имени Ханзаб, и если ты почувствуешь его присутствие, обратись к Аллаhу ﷻ за защитой от него и трижды сплюнь влево». Усман бин Абу-ль-Ас رضي الله عنه сказал: «Я так и сделал, и Аллаh ﷻ избавил меня от него». (Муслим)

Такие люди начинают сомневаться, сделали ли они намерение, омыли ли орган, совершили ли обязательную часть поклонения (рукн), и эти сомнения могут дойти до того, что человек тратит всё своё время на совершение одной молитвы.

Как же с этим бороться? 

Ибн Хаджар аль-Хайтами был спрошен о лечении от наущений, а также о том, есть ли средство от них. Он ответил: «От наущений есть действенное средство, и это – игнорирование и полное оставление сомнений, какими бы они ни были. Если человек не будет обращать на них внимания и они не укрепятся в его сердце, то через некоторое время они исчезнут сами, как это произошло у тех, кому помог Аллаh ﷻ. Если же человек станет прислушиваться к сомнениям и действовать в соответствии с ними, то сомнения не перестанут усиливаться в нём, пока не доведут его до сумасшествия и хуже, как это мы наблюдали у многих из тех, кто страдал от них, последовал за ними и за шайтаном…»

Аль-Изз ибн Абд ас-Салям и другие учёные считают: «Средством избавления от наущений является убеждение в том, что наущения являются мыслями от сатаны, и что именно иблис подстрекает человека, и он борется с ним. За это он получит награду сражающегося за свою веру, ибо борется с врагом Господа. Когда раб Творца будет убеждён в этом, то сатана убежит от него».

Имам ан-Навави передал от некоторых учёных, что людям, которые были испытаны наущениями в омовении или молитве, желательно говорить: «Ля иляха илля ллах» («Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаhа ﷻ»), потому что, воистину, шайтан, услышав поминание Аллаhа ﷻ, исчезнет и отдалится. Слова «Ля иляха илля ллах» есть главное поминание. Самое полезное лечение от наущений состоит в обращении к поминанию Всевышнего Господа и увеличении частоты этого поминания». («Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра»)


Абдулла Абдулкеримов