19 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 631, Сафар 1443

Искренность

Многие из нас стараются исправлять свои упущения в мирской жизни, но, к сожалению, забывают об упущениях в делах своей религии.

Так, мы редко вспоминаем, что наше поклонение прежде всего должно быть искренним. Искренность в намерении, в изучаемых знаниях, в деяниях – всё должно совершаться без капли корысти, лишь ради довольства Всевышнего. 

В хадисе Посланника Аллаhа ﷺ передаётся: «Всевышний Аллаh не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые были выполнены искренне ради Него» (Абу Давуд).

Али аль-Хаввас говорил: «Самая малая степень искренности – чтобы ты был подобен животному, гружённому товаром, и оно устаёт от его тяжести, с опущенной головой идёт туда, куда его направил хозяин, не зная, куда идёт, что несёт и что получит за это. Этим грузом оно не считает себя лучше других животных». 

Таким образом должен вести себя раб Всевышнего, выполняя возложенное на него поклонение и полностью уповая на Него. Подобно тому, как, неся груз, это животное не считает себя лучше других, человек не должен чувствовать своё превосходство в поклонении над другими. Когда человек совершает деяния напоказ, что является одной из болезней сердца, все они будут тщетны, ибо в Судный день превратятся в пыль.

Муаз ибн Джабаль رضي الله عنه попросил Пророка ﷺ сделать ему завещание, на что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Очисти своё намерение – и тебе будет достаточно малого деяния. Поистине, Всевышний не принимает деяния, кроме как если оно было чистым, совершённым лишь ради Его довольства».

Ибн Мубарак сказал: «Иногда деяние бывает малым, но его возвеличивает искреннее намерение, а порою поступок бывает большим, но он уменьшается из-за неправильного намерения».

Закария аль-Ансарий رضي الله عنه говорил: «Долгом искреннего человека является не замечать своей искренности и не довольствоваться ею, иначе его искренность несовершенна, и это является показным».

Имам Шаарани пишет, что для очищения сердца от духовных пороков и для искренности необходимо иметь духовного наставника, учителя в этой области, который поможет ему на этом сложном пути духовного совершенствования, даст увидеть недостатки и избавиться от них, очистить поклонение. Подобно тому как в любой области науки необходим учитель, для любой болезни тела нужен лекарь, так же и сердце нуждается в духовном лекаре, который прошёл весь этот сложный путь и достиг степени наставника.

Да поможет нам Всевышний очистить наши намерения, искать лишь Его довольство, избегать иных целей в поклонении. Аминь!

Мухаммад-фарук Азимов