«Суфизм – это благой нрав»
В Коране говорится (смысл комментария): «Им было приказано поклоняться Аллаhу ﷻ искренне – только Ему одному, будучи верующими, а также полноценно совершать намаз и выплачивать закят. Это и есть правильная религия» (сура «Аль-Баййина», аят 5).
Пророк ﷺ разъяснил нам, что в человеке могут присутствовать такие губительные пороки, болезни сердца, которые делают его поклонение тщетным.
Вот некоторые из этих хадисов: «Остерегайтесь зависти, ведь, поистине, зависть пожирает благие поступки так же, как огонь пожирает сухие дрова» (Абу Давуд).
«Три губящих качества – это скупость, которой человек подчиняется; страсть, за которой он следует, и восхищение самим собой, и оно самое сильное из них» (аль-Байхаки).
«Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце присутствует хоть крупинка гордыни» (Муслим).
Именно эти цели преследует наука тасаввуф (суфизм) – очищение от порочных качеств и украшение себя превосходными качествами.
Высказывания выдающихся людей о тасаввуфе (суфизме)
Закария аль-Ансари сказал: «Тасаввуф – это наука, изучающая состояние души, её очищение и облагораживание нравов. Совершенствование внешней и внутренней̆ стороны человека, чтобы обрести вечное счастье».
Учёный маликитского мазхаба Ахмад Зарук пишет: «Тасаввуф преследует цель воспитания сердца человека и его очищения от всего, что отвращает нас от Аллаhа ﷻ».
Имам Джунайд аль-Багдади сказал: «Тасаввуф – это практикование всех лучших черт и избавление от худших». Один из праведников, охарактеризовав тасаввуф, сказал: «Суфизм – это благой нрав. Тот, кто превосходит тебя благонравием, превосходит тебя в суфизме».
Шафиитский учёный имам Джалялюддин ас-Суюти сказал: «Что касается науки сердца, познания и избавления его от пороков, таких как зависть, ненависть, желание действовать напоказ, самолюбие и им подобные, то аль-Газали сказал: «Это обязанность каждого».
Ханафитский учёный Ибн Абидин сказал: «Поистине, изучение того, что такое искренность, самодовольство, завистливость, желание действовать напоказ, – обязанность каждого. И подобно этим другие порочные качества души, такие как ненависть, злость, скупость, алчность, лживость, враждебность, зависть, высокомерие, лесть, горделивость, вероломство, беспринципность и прочие, о которых говорится в разделе «Губительные качества» в книге “Аль-Ихья…”».
Необходимость лекаря
Так же как мы вынуждены обращаться при заболеваниях тела к врачу, мы должны обращаться к шейху, устазу, лекарю душ, дабы излечиться от болезней сердца.
Имам Фахруддин ар-Рази в толковании суры «Аль-Фатиха» говорит: «Когда Всевышний сказал: “Наставь нас на истинный путь”, Он не ограничился лишь этим, а продолжил: “На путь тех, которых ты облагодетельствовал”. Это указывает на то, что у человека, стремящегося к достижению степени праведности (хидая) и прозрения (мукашафа), нет пути иного, чем следовать за шейхом, наставляющим его на истинный путь и отдаляющим его от ошибок и заблуждений. И это потому, что недостатки присущи большинству людей, а их разум не столь развит, чтобы отличить истину от заблуждения» («Мафатиху ль-гайб»).
Имам аль-Газали сказал: «Мюрид остро нуждается в шейхе, за которым он следует, чтобы тот наставлял его на истинный путь, так как путь истины таинственен, а пути сатаны открыты и многочисленны. Человека, не имеющего наставника, сатана непременно увлечёт на свои пути.
Сердце – место, куда смотрит Аллаh ﷻ, и каждый из нас должен стремиться очищать его, ведь именно от него зависят деяния тела.
Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это – сердце» (аль-Бухари).
Абдулла Абдулкеримов