05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии)

1.Обязан ли хозяин помещения, сгоревшего из-за нарушения (им) правил пожарной безопасности, возместить ущерб соседу, на имущество которого перешёл огонь?

Если возгорание произошло по халатности (был оставлен включённым утюг и т. д.), то виновник обязан возместить ущерб.

Если причиной стала неисправность электропроводки, то обязанность по возмещению убытков возлагается на производителя или продавца в случае установления их вины. Если же будет установлена вина мастера, который делал электропроводку, то возместить ущерб должен он.

Если владелец эксплуатировал провода после установления их непригодности или же использовал непригодные по мощности провода, то возместить ущерб обязан он сам, потому что это является халатностью.

Если хозяин или тот, кто имеет право на проживание в квартире (квартирант), разжёг во дворе костёр для сжигания мусора в безветренную погоду, но после поднялся сильный ветер и огонь перекинулся на соседний дом, то хозяин не обязан возмещать ущерб соседу. («Аль-Хави аль-Кабир», «Дурар аль-Хуккам» – шарх «Маджаллят аль-Ахкам», «Аль-Мавсуа аль-Фикхия аль-Кувейтия»)

2.Становится ли падчерица для мужчины махрамом (близкой родственницей), если он развёлсяс её матерью до близости?

Если мужчина женился на женщине, у которой есть дочь, но из-за каких-то обстоятельств они развелись, не вступив в близость, то падчерица для него остаётся чужой, как было до брака.

Следовательно, на неё распространяются все запреты, что и в отношении всех чужих женщин. А если между супругами была близость, то падчерица (её дочь или дочь её сына) для мужчины становится махрамом, так же как и пасынок и его сын – для женщины. («Хашията Кальюби ва Умайра», «Ианат ат-Талибин»)

3.Разрешено ли называть мечети в честь пророков, сподвижников, праведников и учёных-богословов (алимов), как, например, мечеть в честь пророка Исы (Иисуса) عليه السلام?

Называть мечети именами пророков, сподвижников, праведников и алимов дозволяется. Более того, данная практика существует с эпохи Пророка ﷺ. Например, Пророк ﷺ назвал мечеть в Медине своим именем, и она с тех пор называется Аль-Масджид ан-Набави (букв. «мечеть Пророка ﷺ»). Также он назвал одну из мечетей Иерусалима именем пророка Ильяса (Илии) عليه السلام.

Кроме того, во времена Посланника Господа ﷺ трём мечетям были даны названия в честь двух племён – Бану Зурайк и Бану Абд-ль-Ашхаль (два рода из Медины) и  сподвижника – Амра ибн Авфа رضي الله عنه.

Имам ан-Навави пишет: «Слова Посланника Аллаhа ﷺ «Масджид Бану Зурайк» являются доказательством дозволенности говорить “чья-то мечеть” или “мечеть сына того-то”… Этот изафет (словосочетание в форме родительного падежа) употреблён для обозначения».
Имам аль-Куртуби пишет: «Даже если мечети являются владением Всевышнего и причислены к Нему из пиетета, иногда их относят к кому-то другому – для обозначения».

Примечание:

Мечеть можно называть как именами мужчин, так и женщин. Так, например, мечеть, построенная в эпоху саляфов (первые три поколения мусульман), была названа в честь Аиши رضي الله عنها. Мечеть была построена в третьем веке по хиджре (мусульманское летоисчисление), строительство началось в первой половине третьего века. («Фатх аль-Бари» – шарх «Сахих аль-Бухари», «Умдат аль-Кари» – шарх «Сахих аль-Бухари», «Иршад ас-Сари» – шарх «Сахих аль-Бухари», «Аль-Минхадж» – шарх «Сахиху Муслим», «Тафсир аль-Куртуби»)

4.Что является авратом (частью тела, которую необходимо прикрывать) женщин перед посторонними мужчинами? И обязательно ли им закрывать ступни при выходе на улицу?

К сожалению, часто можно встретить сестёр по вере, одеяние которых по незнанию или из-за халатного отношения к религии не соответствует нормам Ислама. Следует знать, что обнажение аврата является грехом, в котором нужно покаяться и который при регулярном совершении превращается в большой грех. 
Ответственность за несоблюдение этого канона несёт женщина, затем её опекуны, муж и общество в целом.

Итак, согласно шафиитскому мазхабу авратом женщины при постороннем мужчине является всё тело, в том числе и ступни ног.

Имам Муслим в своём сборнике приводит хадис Пророка ﷺ, в котором сообщается: «Есть два типа людей из обитателей Ада, которых я не видел (то есть на тот момент их не было). …Второй (из них) – это женщины, одетые и в то же время нагие, склоняющиеся и склоняющие других. Головы их подобны свисающим верблюжьим горбам. Они не зайдут в Рай и не почувствуют его аромата, хотя он распространяется на такое-то и такое-то расстояние».

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахиху Муслим» пишет: «Здесь, по одной из версий учёных, под словами “…одетые и в то же время нагие” имеются в виду женщины, покрывающие только часть тела и оголяющие другую, показывая свою красоту. Согласно другой версии, надевают облегающую одежду, подчёркивающую контуры их тел». («Тухфат аль-Мухтадж», «Минхадж ат-Талибин», «Аль-Минхадж» – шарх «Сахих Муслим», «Гаят аль-Баян» – шарх «Сунан Ибн Маджах»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).