Ответы на вопросы от 15.08.2021 (по Шафии)
Мусульманам необходимо признавать и подтверждать, что слова, действия или убеждения, которые выводят из Ислама, являются неверием (куфром). Соответственно, убеждённость в правильности слов, действий или убеждений, выводящих из Ислама либо противоречащих его доктринам, тотчас выводит человека из Ислама. Общеизвестный принцип гласит: «Рида би-ль-куфри куфрун», что означает: «Одобрение неверия есть неверие».
Важно знать
Чтобы вернуться в Ислам, вероотступнику необходимо пожалеть о содеянном, произнести формулу единобожия (шахаду), возыметь намерение больше не совершать подобного и отказаться от слов, действий или убеждений, которые вывели его из Ислама.
Если вероотступник не сделал этого, то богословское заключение о его неверии выносит правитель, кади или муфтий (духовное лицо, уполномоченное выносить богословско-правовые заключения, а не обыватель, не знающий основ и принципов вынесения такфира).
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Муфтию следует быть крайне осторожным в вынесении такфира, так как обвинение в неверии – очень серьёзное дело, и обычно люди, простые обыватели, не имеют в виду неверие (не вкладывают в свои слова смыслы и значения, являющиеся неверием). Авторитетные учёные не переставали придерживаться этого мнения и раньше, и сейчас».
Примечание:
Нельзя забывать, что такфир может обернуться большой бедой для обвиняющего, ведь Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если человек скажет своему брату “О кяфир!”, то это вернётся к одному из них» (Муслим).
(«Кифая аль-Ахяр», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Тухфат аль-Мурид», «Ианат ат-Талибин»)
2.Можно ли женщинам посещать кладбище?
Посещение кладбищ желательно (сунна) для мужчин и нежелательно для женщин, за исключением могил пророков, учёных-богословов, авлия (праведников) и близких родственников – с соблюдением религиозных предписаний. Более того, посещать их могилы женщинам – желательно.
Важно помнить, что женщинам запрещено без сопровождения мужа или другого махрама (близкий родственник, например отец или брат) посещать кладбища, расположенные за пределами населённого пункта.
В хадисе говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Аллаh ﷻ проклял женщин, посещающих кладбища» (Муслим).
Этот хадис распространяется только на тех женщин, которые при посещении кладбищ причитают и громко плачут на могилах.
Аль-Хафиз ибну Хаджар считал, что женщинам нежелательно посещать кладбище, если в этом нет смуты (соблазна), а если есть, то запретно.
Такого мнения придерживается большинство учёных, основываясь на хадисе, переданном от Анаса ﷺ, в котором рассказывается, что Пророк ﷺ, проходя мимо женщины, которая громко оплакивала своего покойного родственника, сказал: «Бойся Аллаhа ﷻ и проявляй терпение!»
Что касается посещения ею кладбища, то Посланник Господа ﷺ промолчал, что свидетельствует об одобрении им этого действия.
Известно также, что Пророк ﷺ никогда не молчал, когда видел порицаемое. Следовательно, если бы посещение кладбища было запретным, то Посланник Аллаhа ﷺ обязательно сделал бы замечание этой женщине.
Подкрепляет это мнение и хадис, в котором рассказывается, что Аиша رضي الله عنها посетила могилу своего брата Абдуррахмана, и у неё спросили: «Разве Пророк ﷺ не запрещал посещение могил?» Она ответила, что запрет был в начале, а после пришло разрешение. (Муслим)
3.Не является ли запрет на чрезмерность в религии непостоянством в следовании ей?
Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Чрезмерность (гулюв) – это превышение меры в чём-то, когда выходят за установленные рамки. Запрет на чрезмерность пришёл в достоверном предании, которое передали ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузайма, Ибн Хибан и аль-Хаким посчитали это предание достоверным».
От Ибн Аббаса ﷺ передаётся, что ранним утром, когда бросают камешки в Джамрат аль-Акаба, Посланник Аллаhа ﷺ, сидя верхом на верблюдице, сказал: «Принесите мне камешки». Ибн Аббас ﷺ поднял ему семь камешков размером с аль-хазф. Тогда он, встряхнув их в своей руке, сказал: «Бросайте камешки, подобные этим». Затем продолжил: «О люди, остерегайтесь чрезмерности в религии! Ибо чрезмерность погубила тех, кто был до вас». (Ибн Маджа, ан-Насаи)
Камешки аль-хазф – меньше, чем кончик пальца, как в длину, так и в ширину.
Примеры чрезмерности из достоверных хадисов
От Анаса ﷺ передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Не связывайте посты друг с другом». Сподвижники сказали: «Но ведь ты сам связываешь их». На что он ответил: «Я не такой, как вы, ведь меня кормят и поят, либо я сплю, а меня кормят и поят». (аль-Бухари)
Имам аль-Касталяни в книге «Иршад ас-Сари» в комментариях к данному хадису пишет следующее: «Запрет в хадисе подразумевает нежелательность (карахат). Но возникает вопрос: карахат ат-танзих (нежелательность, подразумевающая дозволенность) или карахат ат-тахрим (нежелательность, подразумевающая запрет)? В соответствии с более аргументированным мнением имама аш-Шафии, это карахат ат-тахрим. Имам ар-Рафии же сказал: «Высказывание имама внешне соответствует ат-тахриму». Имам Малик посчитал, что это нежелательно (карахат ат-танзих)».
От Анаса رضي الله عنه передаётся, что три человека, придя к жёнам Пророка ﷺ, стали расспрашивать их о его поклонении. А когда получили ответ, то сочли, что этого (поклонения) недостаточно. И они усомнились: «Куда нам до Пророка ﷺ, ведь ему прощены все прегрешения!» Один из них сказал: «Что касается меня, то я всю жизнь буду молиться ночи напролёт». Другой воскликнул: «Я буду постоянно соблюдать пост!» А третий произнёс: «Я буду сторониться женщин и никогда не женюсь».
Посланник Аллаhа ﷺ пришёл к ним и спросил: «Вы сказали то-то и то-то? Клянусь Аллаhом ﷻ, я страшусь Его больше вас. Но я иногда пощусь, а в другие дни не делаю этого. Я совершаю намазы в какой-то части ночи и сплю в другой её части, и заключаю браки с женщинами. Тот, кто откажется от моей сунны (моего пути), не имеет ко мне никакого отношения!». (аль-Бухари, Муслим)
В данном хадисе выражение «…не имеет ко мне никакого отношения» не подразумевает, что человек однозначно выходит из числа последователей Пророка ﷺ, а предполагает, что он оставил его путь (руководство) – сунну.
Резюме:
В хадисе подразумевается, что чрезмерность – это выход за рамки, установленные Посланником Аллаhа ﷺ. Ведь он повелел не впадать в крайности даже в такой, казалось бы, мелочи, как выбор камешков. Из этого учёные сделали вывод о нежелательности бросать в Джамрат аль-Акаба камешки, превышающие своим размером аль-хазф, то есть больше кончика пальца. Кроме того, Пророк ﷺ запретил связывать посты друг с другом, то есть воздерживаться ночью от того, что нарушает пост днём, так как это пример чрезмерности.
(«Аль-Маджму», шарх «Аль-Мухаззаб»; «Фатх аль-Бари»; «Иршад ас-Сари», шарх «Сахих аль-Бухари»)
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).