25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Наследники Чингисхана

Многие, наверно, удивятся, что в буддийско-шаманистской, а то и вообще коммунистической Монголии живут мусульмане. Но они там действительно есть, причём численность мусульманской монгольской уммы постепенно растёт. В настоящее время численность мусульман, согласно переписи населения, составляет около 5%. Однако в аймаке БаянУлгий почти 90% населения составляют казахи, традиционно исповедующие суннитский Ислам, в аймаке Ховд около 12% населения – также мусульмане-казахи.

Самое раннее свидетельство исповедования Ислама в Монголии мы можем найти у францисканца Вильяма Рубрука, который в 1254 году посетил суд великого хана Монгки в Каракоруме и отметил, что в городе в несторианской церкви отмечали Пасху, существовали семь храмов идолопоклонников и действовали две мечети.

 Завоевания Чингисхана познакомили монголов с Исламом и мусульманскими народами. Сам великий завоеватель считал Ислам очень продуманной религией, одобряя все её законы, за исключением хаджа. Чингисхан, сам прошедший со своей армией полмира, почемуто считал паломничество блажью. Однако его потомки отнеслись к мусульманам куда как жёстко.

 В последующие годы для мусульман было запрещено халяльное мясо (мусульмане при забое скота должны были следовать монгольским, а не мусульманским обычаям), что привело к нелегальном «ночному» забою овец. Было запрещено и обрезание. Потомки Чингисхана были твёрдо настроены сделать из разношёрстной империи единую монгольскую нацию. Но жизнь – она весьма курьёзна. Уже внук Чингисхана Берке принимает Ислам благодаря сильной и активной миссионерской деятельности шейха Сайид уль Дина, дервиша из Хорезма.

 Далее приняли Ислам ещё многие правители – как ни странно, следуя в религии за жёнами-мусульманками. Мамлюкский правитель Байбарс много сделал для привлечения монголов в Ислам, в частности отправил экспедицию из монголов Золотой Орды в Египет, откуда большинство из них вернулось мусульманами. В итоге к 1330 году три из четырёх монгольских ханств стали мусульманскими, и в последнем – Юань – проживало значительное количество мусульман. Как известно из истории, Монгольская империя распалась с образованием множества исламских государств, а из империи Юань постепенно сформировалась современная Монголия. 

 Несмотря на то, что в Юань буддизм был провозглашён официальной религией, множество народов продолжало исповедовать свои традиционные религии. А после упадка династии многие вообще перешли обратно в шаманизм. С этого времени Ислам в Монголии фактически угасает. Однако около 1700 года в Монголии появляются мусульмане-переселенцы – хотоны. Об их происхождении давно ведутся споры. По одной версии, их переселил сюда джунгарский хан Галдан-Бошогту, по другой версии, они являются потомками смешанного тюркского населения Синьцзяня, захваченного в плен в XVII–XVIII веках. Хотоны отличаются от соседнего местного населения, сохраняя, несмотря на смешанные браки, памирский тип лица.

 Согласно генетическим исследованиям, хотонцы на 50% происходят от киргизов, затем по значимости следуют узбеки и уйгуры, а уж затем – казахи. При этом в процессе длительного проживания в немусульманской и иноязычной среде хотоны утратили свой язык и полностью перешли на ойратский, свойственный основному населению их места проживания. Кроме того, несмотря на то, что исторически хотоны были мусульманами, они утратили множество исламских знаний, введя в них местные буддийско-шаманистские верования.

 Но память об их тюркско-мусульманском происхождении в народе сохранилась, как сохранились и некоторые исламские обычаи. В обрядовой практике используются молитвы, аналогичные молитвам всех мусульман, только переведённые на хотонский язык, сохранился и обряд обрезания мальчиков. В настоящее время ведётся активная работа по возвращению хотонов в Ислам и активизации их самоидентификации.

 В конце XIX века на территорию Монголии начали активно переселяться мусульмане-казахи. В основном они вели своё происхождение от кланов Керей и Найман, которые бежали от установления российской царской власти в Казахстане. Ещё активнее бегство казахов в соседнюю страну активизировалось после прихода советской власти. Несмотря на приход коммунистов к власти в Монголии в 1940 году, чиновники старались обеспечить мусульман-казахов относительным комфортом. Так, компактный район их проживания был обозначен как отдельная административная единица, их не преследовали за исповедание своей религии.

 Это наглядно демонстрирует и демография: с 1956 по 1989 год население мусульманских округов возросло с 36 тысяч до 120 тысяч человек. Вслед за этим последовал небольшой спад (казахи по программе репатриации стали возвращаться в Казахстан), однако с начала XXI века численность снова стала возрастать и в 2007 году составила более 140 тысяч человек. В настоящее время Ислам исповедуется в основном в западных частях Монголии казахами, небольшой общиной узбеков и уйгуров, возвращающимися в Ислам хотонами. Кроме того, создана довольно большая община мусульман и в столице страны.

 В местах компактного расселения мусульман действуют около 50 мечетей и 20 медресе, часть из них открыта с помощью Турции и арабских стран. В последнее время заинтересованность проявляет и Казахстан. Самая большая мечеть находится в городе Углий. В 2010 году благодаря усилиям турецкой Организации расширения международного сотрудничества (TIKA) был открыт первый исламский культурный центр. В Улан-Баторе функционирует историческая мечеть, которая носит имя золотоордынского хана Туда-Менгу. Возводится и Соборная мечеть.

 С недавнего времени в Монголии стала функционировать организация «Союз мусульман Монголии», которая активно защищает права мусульман и сотрудничает с правительством страны. Тем более что по Конституции от 1992 года в Монголии официально признаны три религии, одна из которых – Ислам. Хотя в настоящее время мусульмане Монголии испытывают определённые сложности с религиозной литературой.

 Понятно, что подобных изданий на монгольском языке фактически нет, литература, привозимая из Турции и арабских стран, нуждается в качественном переводе, а книги на казахском языке, привезённые из Казахстана, далеко не всегда могут быть понятны молодёжи, которая постепенно утрачивает знание и понимание этого языка. Хотя именно молодёжь сейчас является наиболее активной частью мусульманского монгольского движения, несмотря на то, что их родители выросли в условиях ограниченной религии под коммунистическим влиянием. 

ФАТИМА МАНЗУР ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН