19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Усама ибн Зайд رضي الله عنه – сын Любимца ﷺ

«…Поистине, его отца Посланник Аллаhа ﷺ любил больше, чем твоего. А самого Усаму Посланник Аллаhа ﷺ любил больше, чем тебя» (из беседы Умара аль-Фарука رضي الله عنه с сыном).

Сейчас мы перенесёмся в седьмой год до хиджры (переселения мусульман из Мекки в Медину), когда Пророк ﷺ и его сподвижники подвергались преследованиям курайшитов. Заботы и тяготы, связанные с осуществлением призыва, превратили его жизнь в сплошную цепь горестей и бед. И вот когда он был в таком тяжёлом положении, его жизнь была озарена радостью. К нему прибыл гонец с радостной вестью о том, что Умм Айман родила мальчика.

Лицо Пророка ﷺ осветилось радостью, и счастье разгладило скорбные морщины. Кто же был этот счастливый младенец, рождение которого принесло Посланнику Аллаhа ﷺ такую радость? Этого мальчика звали Усама ибн Зайд. Никто из соратников Посланника Аллаhа ﷺ не был удивлён его восторгом по поводу новорождённого, так как все они знали, насколько высоко Пророк ﷺ ценил его родителей. 

Мать мальчика звали Барака аль-Хабашия, а в народе её прозвали Умм Айман. В своё время она принадлежала Амине, дочери Вахба, – матери Посланника Господа ﷺ. Она воспитывала Пророка ﷺ и стала его кормилицей после смерти матери. 

Он возлюбил её самой глубокой и искренней любовью. Очень часто он говорил: «Это моя вторая мать и полноправный член моей семьи». 
Итак, это была мать счастливого ребёнка, а его отцом был любимец Посланника Аллаhа ﷺ Зайд ибн Хариса, его приёмный сын до прихода Ислама. Зайд ибн Хариса был неотлучным спутником Пророка ﷺ, хранителем его секретов, членом его семьи. 

«Любимец, сын Любимца ﷺ»

Все мусульмане обрадовались рождению Усамы так, как не радовались ни одному другому новорождённому. Они всегда были счастливы тому, что радовало Пророка ﷺ. Мусульмане искренне радовались тому, что вселяло счастье в сердце Посланника Аллаhа ﷺ. Люди прозвали счастливого младенца «любимцем, сыном Любимца ﷺ». 

Усама был примерно одного возраста с внуком Пророка ﷺ аль-Хасаном, сыном Фатимы аз-Захра رضي الله عنها. Аль-Хасан был белокожим красивым мальчиком, очень похожим на своего деда. Усама же был темнокожим, с приплюснутым носом, очень похожим на свою мать-эфиопку. Однако Пророк ﷺ одинаково горячо любил обоих детей. На одно колено он сажал Усаму, а на другое – аль-Хасана. Затем он прижимал их к груди, приговаривая: «О Аллаh ﷻ! Истинно, я возлюбил их, возлюби же и Ты их». 

Когда Усама رضي الله عنه возмужал, в нём сполна проявились высокие и благородные нравственные качества, что делало его достойным любимцем Пророка ﷺ. Он отличался острым умом, беспримерным мужеством и отвагой, мудро и своевременно решал все вопросы, правильно определяя степень их важности. Усама был целомудренным человеком, которому претило всё низменное.

 В день битвы при Ухуде Усама с группой молодых людей из семей сподвижников Пророка ﷺ прибыл на поле боя, желая принять участие в сражении. Посланник Аллаhа ﷺ принял некоторых из них, а остальных отослал обратно по причине малолетства. Среди отосланных оказался и Усама ибн Зайд. Он возвращался домой совершенно опечаленный тем, что не участвует в битве под знаменем Посланника Господа ﷺ. 

Сразился в 15 лет

В дни битвы у рва Усама вновь прибыл на поле боя с группой своих сверстников. Он усиленно тянулся вверх, чтобы казаться выше ростом, надеясь, что Пророк ﷺ разрешит ему принять участие в бою. На этот раз Пророк ﷺ сжалился над ним и позволил остаться. С мечом в руках Усама принял участие в сражении в возрасте пятнадцати лет. 

В битве при Хунайне, когда верующие терпели поражение, Усама с дядей Пророка ﷺ аль-Аббасом u, его двоюродным братом Абу Суфьяном رضي الله عنه и шестью другими лучшими сподвижниками выстояли на поле боя. Благодаря этой маленькой группе героев-правоверных Посланник Аллаhа ﷺ смог превратить поражение в победу, защитив отступающих мусульман от язычников. 

В битве при Муате Усама сражался под знаменем своего отца Зайда ибн Харисы u в неполные восемнадцать лет. Своими глазами он видел гибель отца, однако это не ослабило и не сломило его. Он продолжал яростно сражаться до тех пор, пока маленькая армия не вырвалась из когтей византийцев. 

Стойко переживая утрату отца, Усама вернулся в Медину, оставив его тело на просторах аш-Шама. Он был верхом на коне, на котором погиб его отец. 

Командовал армией

В одиннадцатом году по хиджре благородный Пророк ﷺ повелел собрать армию, чтобы выступить в поход против византийцев. В войсках находились Абу Бакр t, Умар t, Саад ибн Абу Ваккас رضي الله عنه, Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه и другие сподвижники. Командующим этой армией Посланник Аллаhа ﷺ назначил Усаму ибн Зайда, которому было в то время неполных двадцать лет. Он приказал Усаме пройти конницей в районе аль-Балка и крепости ад-Дарум вблизи Газы в стране византийцев. Когда армия собиралась выступить в поход, Пророк ﷺ заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены в ожидании исхода болезни Пророка ﷺ. Сам Усама рассказывал: «Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем положил её на меня. Я понял, что он благословляет меня». 

Жизнь после смерти Пророка ﷺ

Вскоре Посланник Аллаhа ﷺ расстался с этой жизнью, и верующие присягнули Абу Бакру رضي الله عنه. Он приказал Усаме выступить в поход. Однако группа ансаров (жителей Медины) сочла необходимым отложить его. Они попросили Умара رضي الله عنه поговорить по этому поводу с Абу Бакром رضي الله عنه. Ансары сказали Умару رضي الله عنه:

 – Если он будет настаивать на выступлении в поход, то передай ему от нас, чтобы он назначил нашим командующим человека старше Усамы по возрасту. 
Когда Абу Бакр رضي الله عنه услышал от Умара رضي الله عنه то, что просили передать ансары, то от возмущения вскочил с места, схватил аль-Фарука رضي الله عنه за бороду и гневно воскликнул:
 – Чтоб твоя мать осиротела и потеряла своего сына, Ибн аль-Хаттаб! Его назначил командующим Посланник Аллаhа ﷺ, а ты мне приказываешь снять его?! Клянусь Аллаhом ﷻ, этого не будет! 

Когда Умар رضي الله عنه вернулся к людям, они спросили его о результатах. Тот воскликнул: 
– Уйдите прочь! Из-за вас я получил то, что причитается, от наместника Посланника Аллаhа ﷺ! 

Победа Усамы

Вместе со своей армией Усама вышел в поход и выполнил всё, что повелел ему Посланник Аллаhа ﷺ. Конница мусульман захватила район аль-Балка и крепость ад-Дарум в Палестине, искоренив из сердец людей легенду о непоколебимом могуществе византийцев. 

Из похода Усама вернулся в седле того самого коня, на котором принял мученическую смерть его отец. С собой он вёз неисчислимые трофеи и огромную добычу. Было сказано даже: «Никто не видел другой такой армии, которая бы понесла такие небольшие потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы ибн Зайда رضي الله عنه». 

На протяжении всей его жизни мусульмане почитали и возвеличивали Усаму ибн Зайда رضي الله عنه, тем самым демонстрируя свою преданность Посланнику Аллаhа ﷺ. Аль-Фарук رضي الله عنه назначил Усаме жалованье большее, чем собственному сыну Абдулле ибн Умару. Абдулла пожаловался отцу: 

– Послушай, отец, ты назначил жалованье Усаме в четыре тысячи, а мне – в три. У его отца было не больше заслуг, чем у тебя, а у самого Усамы заслуг не больше, чем у меня. 

На что Аль-Фарук رضي الله عنه ответил: 

– Какая же большая разница между нами! Его отца Посланник Аллаhа ﷺ любил больше, чем твоего. А самого Усаму Посланник Аллаhа ﷺ любил больше, чем тебя…

Всякий раз, встречая Усаму, Умар аль-Фарук رضي الله عنه говорил ему: 

– Приветствую моего амира (предводителя)!

Увидев человека, удивлённого таким приветствием, Умар رضي الله عنه пояснял: 

– Моим амиром его назначил сам Посланник Аллаhа ﷺ. 

История не знала более великих, совершенных и благородных личностей, чем сподвижники Пророка ﷺ. Да будет доволен Всевышний ими всеми! Аминь.

Адиль Ибрагимов