Когда друг не друг

Основано на реальных событиях. Все имена и фамилии изменены

статья опубликована в номере: 16 (533) / от 15 августа 2017 (Зуль-каада 1438 г.)
282

 История эта берёт начало в 1992 году. Разгул бандитизма, обесценивание национальной валюты и чуть ли не ежедневный рост цен стали следствием развала большой страны. В это не самое лёгкое время многие думали только о том, как выжить и прокормить семью. 

Этими мыслями жил и Багдат. Рабочих мест в родном районе на всех не хватало, и жить в маленьком селе, являясь единственным кормильцем в семье, было непросто.

 Друг Багдата – Расул – был более удачлив. Он покупал-продавал, имел успех и даже сумел скопить капитальчик. Говорят, хочешь жить – умей вертеться. И Расул в строгом соответствии с этой народной мудростью не сидел на месте, работал не покладая рук.

 Он старался помочь Багдату и нередко давал возможность своему товарищу подработать. «Я верю в тебя, ты сможешь», – говорил он, подбадривая друга, помогая ему то работой, то рублём, стараясь быть тактичным и оказывая поддержку так, чтобы это не задело самолюбия и гордости товарища.

 Расул был как старший брат, на крепкое плечо которого можно было всегда положиться. Для того чтобы у друга была возможность зарабатывать самостоятельно, Расул отдал ему в долг трактор «Беларусь», качеством которых до сих пор гордится одноимённая республика.

 Теперь Багдат мог работать на себя. Он вернул часть суммы долга, но остался должен другу более миллиона рублей по курсу 1992 года.  

 Старшее поколение прекрасно помнит эти времена и знает реальную цену этим деньгам. На начало 90-х это была огромная сумма. Тогда на них можно было купить несколько земельных участков в престижном квартале города по месту проживания Расула.

 В жизни удачи чередуются с неудачами, а победы – с поражениями. Так и у Расула успех сменился серией неудач. Одна сделка провалилась, во второй раз товар просрочился, затем третья неудача – и вот он уже банкрот, который вынужден влезать в долги.

 Однажды, гуляя по улице и раздумывая о своём непростом положении, Расул встретил знакомого. В разговоре он передал ему салам от его старого друга Багдата с которым связь оборвалась.

 «Он спрашивал, как ты, как у тебя дела. Передавал салам», – рассказывает знакомый. Расул, удивлённый внезапному обнаружению товарища, узнаёт, что его друг уехал на Север России и неплохо там обустроился.

 «Мы жили у него в гостинице, – рассказывает знакомый. – Он стал большим человеком, его все знают в городе, он пользуется авторитетом». «У него есть своя гостиница?» – спрашивает Расул, удивлённый больше тем, что за всё это время Багдат сам не вышел с ним на связь и никак себя не проявил.

 Через некоторое время Расулу вновь напоминают о его старом друге. Теперь уже его односельчанин, который отмечает, как «поднялся» Багдат, у которого в одном из городов Сибири есть свой крупный бизнес. Он даже выкупил пекарню, о приобретении которой в былые времена задумывался сам Расул. Она была в пяти минутах езды от его дома в родном районе.

 «Почему он не зашёл ко мне в гости, когда приезжал в район?» – задумывался Расул. Разве трудно было пройтись немного от этой злосчастной пекарни и проведать друга, которому он ещё и должен? Почему нельзя было просто зайти поздороваться, спросить, как дела?

 Поведение Багдата, который обретя материальный успех, круто изменил своё отношение к другу, для Расула стало неприятной неожиданностью. Став крупным бизнесменом, Багдат не только не вспомнил про свой долг, но и забыл про дружеские обязательства.

 Тем не менее, немного подумав, Расул решил посетить друга. Отыскал его адрес и вылетел к нему. Встреча со старым товарищем уже не была такой тёплой, какой могла быть раньше. Багдат с первого раза не узнал Расула. Или не захотел узнать. Он уже давно не тот молодой, готовый взяться за любую подработку человек. Теперь он Багдат Баширович – крупный бизнесмен с личной охраной, начальник достаточно внушительного коллектива.

 Долг он согласился вернуть. Осталось только пересчитать, сколько это будет современными деньгами, ведь с 92-го года рубль несколько раз обесценивался. Решили за помощью обратиться к местному богослову. Багдат сразу позвонил одному высокопоставленному в этом северном крае духовному лицу. На просьбу «уважаемого Багдата Башировича» тот отреагировал моментально и в тот же вечер собрал совещание, в котором помимо него самого и двух бывших друзей, которых нужно было рассудить, присутствовали ещё два богослова.

 Выслушав претензии Расула, богослов встал на сторону Багдата, вынеся решение в его пользу и в десятки раз занизив сумму долга, который последний должен был выплатить. Один из присутствовавших, попытавшийся не согласиться с этим решением был немедленно заткнут, а второй молча вышел из кабинета, не желая быть свидетелем этой позорной и бесчестной ситуации.

 Сам Расул тогда ещё не в полной мере осознавал, что его обманули. Но сомнения постепенно начали закрадываться в его душу, а затем только росли, особенно после того как в конце встречи «дорогого Багдата Башировича» нежно сопроводили до выхода и даже подарили ему небольшой презент, а на следующий день он случайно заметил этого «богослова» в приёмной Багдата.

 История эта ещё развивается, и есть вероятность, что должник осознает свою вину и отдаст долг, возвращение которого он откладывал последние четверть века. В противном случае может случиться так, что за эти деньги он купит себе, а также тем, кто ему подыгрывал, место в Аду. За разъяснением этой ситуации редакция газеты «Ассалам» обратилась в отдел фетв при Муфтияте Дагестана. 

 Каково решение Ислама в отношении человека, который долгие годы не возвращает долг, имея на это полную возможность? Какова его ответственность и что ему грозит в Судный день в случае невыплаты?

Ответ: «Если вы действительно знаете, что человек, имея возможность, не отдаёт вам долг, то его положению не позавидуешь в день Суда.

 Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, джихад на пути Всевышнего и вера в Аллаха ﷻ наиболее превосходные из деяний». В это время один человек встал и спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ! Если меня убьют на пути Всевышнего, то мне простятся все грехи?» Пророк ﷺ  ответил: «Да, тебе простят все грехи, если ты будешь терпелив, и не убежишь с поля битвы, кроме долгов. Мне Джибриль عليه السلام сообщил об этом» (имам Муслим).

 Мученичество на пути Всевышнего в истинном джихаде является очень высокой степенью, но даже для мученика Всевышний не прощает долг другому, который он мог вернуть, но не вернул при жизни. В другом хадисе сказано: «…С первой капли крови, которая вышла у мученика, прощаются все его грехи, кроме его долгов» (имам ат-Табарани, достоверный хадис). Конечно, должнику нужно обратить внимание на эти хадисы, проявить богобоязненность и вернуть то, что он взял у вас в долг».

 Какова ответственность человека, который намеренно вынес неправильное шариатское решение, встав на сторону одного из тех, кого необходимо было рассудить.? Например, намеренно занизив сумму долга, который необходимо было выплатить должнику? 

Ответ: Священнослужитель или имам мечети несёт колоссальную ответственность перед Всевышним Аллахом. При вынесении решения в пользу той или иной стороны он должен быть крайне богобоязнен, справедлив и осторожен. Всевышний Аллах в Коране обращаясь к пророку Давуду عليه السلام: «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай страстям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха ﷻ. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха ﷻ, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчёта» (сура «Сад», аят 26).

 В другом аяте Корана Всевышний, обращаясь к верующим, говорит: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом ﷻ, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ﷻ ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ﷻ ведает о том, что вы совершаете» (сура «ан-Ниса», аят 135).

 Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Судей бывает трое: двое из них в Аду, один в Раю. Судья, который судил не по справедливости, зная об этом, он в Аду. Судья, который судил, не владея знаниями, тем самым ущемляя права людей, он в Аду. И судья, который судил по справедливости, он в Раю» (привёл ат-Тирмизи).

 Таким образом, кадий, который преднамеренно выносит несправедливое решение, совершает тяжкий грех и будет жестоко наказан Всевышним Аллахом ﷻ в день Великого Суда. Если же говорить о той ситуации, когда установлено, что вынесенное решение ошибочно (вне зависимости от мотивов), то существует определённый порядок разрешения последствий такого решения.

 Согласно шафиитскому мазхабу, имам обязан, во-первых, аннулировать своё решение, основанное на показаниях тех свидетелей, свидетельство которых не принимается (например, они позволяют себе употреблять алкоголь и совершать другие тяжкие грехи).

 Если предметом разбирательства было имущество и оно всё ещё остаётся в руках того оппонента, в пользу которого было несправедливо вынесено решение, то это имущество подлежит изъятию и передаче другому оппоненту.

 Если же это имущество уже было израсходовано или утрачено ответчиком, то он должен возместить его стоимость. Если же ответчик не располагает имуществом либо он недосягаем, то, согласно одному из мнений учёных, истец вправе требовать у кадия компенсировать его ущерб из общественной казны «байт альмаль». В заключение мы бы посоветовали вам не торопиться с вашими умозаключениями относительно ошибочности вынесенного им решения.

 Возможно, его решение вполне обоснованно канонически. К тому же полную ответственность за вынесение решений несёт официально назначенное для этого лицо, а что касается не таковых, то они не несут никакой ответственности, так как вы сами проявили халатность в поиске компетентного арбитра.

 В вашем случае вы вправе попросить его предоставить вам его аргументы, либо вы можете пересмотреть это дело у другого компетентного и ответственного в подобных вопросах учёного-богослова.  Для более детального разбирательства вы можете прийти к нам в отдел фетв Муфтията Дагестана. 

РОБЕРТ КУРБАНОВ
 

Также в рубрике

Мы не умеем любить!

Любовь ради Аллаха ﷻ После одной передачи, в которой мне довелось принять участие, ко мне поступил ряд

Что значит – воспитать ребёнка ещё до рождения?

Лучшее, что могут дать родители своим детям, – это хорошее воспитание. Ребёнок – аманат от Всевышнего Аллаха

Переход через Сирийскую пустыню

В истории Ислама множество славных страниц, когда храбрость и сила воли, помноженные на безграничную веру в

Оторванный нерв

Едва ли найдётся сегодня человек, который никогда не попадал в стрессовые ситуации и не страдал депрессиями.