В моей жизни примером учителя с большой буквы стала моя бабушка, Валентина Александровна Павлюк, заслуженный учитель Республики Коми, преподаватель русского языка и литературы. Она вставала в четыре утра, чтобы проверить тетради, подготовиться к урокам, сделать причёску, нарядиться, и затем, в полной готовности и хорошем настроении, направлялась к своим любимым ученикам.
Я часто вспоминаю, как она запросто могла процитировать русских классиков, с каким воодушевлением говорила о писателях. Свою работу и своих учеников она очень любила, а бесчисленное количество открыток от них со словами благодарности за её труд – тому доказательство.
Учитель – это наставник, источник знаний. Ещё совсем недавно уважение к нему априори считалось обязательным. В былые времена учителя беспокоились за каждого ученика как за собственного ребёнка. Для большинства людей учительница являлась второй мамой, это подтверждается замечательными историями и тёплыми словами бывших учеников.
«Я настолько благодарна своим учителям, помню их мимику, улыбку, каждый их урок, я настолько люблю их…»
«Их влияние изменило мою жизнь, они стали действительно направляющими лучами в жизни».
«Мой учитель показал своим примером, что значит уважение к знаниям и к человеку».
Интересное исследование, посвящённое оценке статуса и уважения учителей во всём мире, организовал фонд The Varkey Foundation. По мнению Санни Варки, основателя фонда, это позволило доказать связь между статусом учителей в обществе и успеваемостью детей в школе: «Уважать учителей – не только моральный долг, но и необходимость для образовательных результатов страны».
Результатом работы фонда стало создание международной премии для лучшего учителя мира (Global Teacher Prize), цель которой – признать важность профессии учителя и поддержать желание преподавать и любить свою работу. Ежегодно премия, 1 миллион долларов, присуждается исключительному учителю, внёсшему выдающийся вклад в профессию, под патронажем Его Высочества шейха Мухаммеда бен Рашида аль-Мактума, вице-президента и премьер-министра ОАЭ, правителя Дубая.
Вопрос статуса учителя всё больше волнует мировую общественность, так как активно распространяются резкие высказывания с попыткой обесценивания этой профессии в обществе.
Причиной падения авторитета учителя в глазах ученика является то, что ученик чувствует своё превосходство в отдельных областях (технические средства, поиск информации, интернет). И если ранее вопросы задавали учителям, сейчас для этого используют «Гугл». Функциональность учителя претерпевает изменения, ему становится сложнее конкурировать с искусственным интеллектом. Признание учителями того, что дети стали равносильными партнёрами в процессе обучения, а иногда и компетентнее, нужно использовать на благо образовательного процесса, а не доказывать единоличную авторитарность учителя.
Учителя уважают только в том случае, когда он сам уважает своих учеников. Не переходит границы, не оскорбляет и не унижает.
Вторая причина – изменение системы воспитания: учителя старой закалки оказались не готовы к большей степени свободы учеников. Известный педагог Шалва Амонашвили чётко подметил: «Учителя часто жалуются, что дети мешают вести урок. Но это просто поколение новое, а педагогика – старая…».
Третья причина – негативное отношение родителей к учителям. Это мнение учителя истории и обществознания, не пожелавшего назвать своё имя: «По моему опыту, более половины родителей относятся к учителям больше с претензией, чем с добротой и радостью. За свой пока скромный педагогический опыт я встречал разных мам и пап. Некоторые приходили ко мне на уроки, обвиняли, что ставлю не те оценки, неправильно учу и т. д.». Достаточно нескольких неосторожных реплик родителей, сказанных при ребёнке, чтобы авторитет учителя упал в глазах ученика.
Люди придерживаются мнения, что уважение нужно заслужить, но в целом уважения достоин каждый, а осуждения – только неправильные действия. И не стоит судить о человеке по одному поступку, ведь в людях присутствуют как положительные, так и отрицательные качества.
Любой конфликт надо решать конструктивно, соблюдая права не только учителя, но и ребёнка. Если вы принимаете сторону учителя, то рискуете авторитетом родителя. Поэтому необходимо всё объяснить ребёнку, чтобы он вас услышал и понял. Если в конфликтах определяют виновными детей, они в этот момент могут чувствовать свою беспомощность, ведь защищать их должны взрослые, а в основе их поведения есть причины, с которыми надо работать.
Таким образом, уважение к учителю очень важно для образования, поэтому стоит этому вопросу уделить особое внимание.
В целом учителя и родители хотят для ребёнка одного – гармоничного развития, а это возможно только при правильном взаимодействии, где каждый научится выстраивать и соблюдать границы ответственности, придерживаясь уважения, доверия и готовности помогать друг другу.
• Воспринимайте учителя как профессионала, относитесь к нему с уважением и пониманием, проявляйте доверие к образовательному учреждению.
• Рассказывайте ребёнку о профессии учителя и её важности в становлении личности. Приведите примеры тех, кто для вас был учителем, и расскажите, чему важному вы обязаны им.
• Будьте примером для своих детей, обучайте этике общения.
• Прививайте уважение не только к людям, но и к труду, знаниям.
• Объясняйте детям, что человек имеет право ошибаться, чего-то не знать, и это не должно обесценивать весь труд.
• Избегайте говорить о людях плохо, высказывайте своё мнение о качествах, поступках, а не о людях в целом.
• Поддерживайте своих детей, чтобы они знали, что при любой проблеме они могут обратиться к вам за помощью.
Наида Алиева / г. Санкт-Петербург психолог